Реформами пугают, в них «записывают» все подряд. Удорожание коммунальных тарифов, повышение цены на гречку, повышение пенсионного возраста, снижение пенсий, приватизацию земли и даже изменения в пенитициарной системе – все эти и другие разнопорядковые вещи «записывают» в «реформы». Делают это по глупости, недомыслию, с целью политического манипулирования – имеют место все три причины, часто – одновременно.
Между тем, если очертить ситуацию предельно просто, даже упрощенно, то она такова.
Пункт первый: многого необходимого в Украине последние 20 лет действительно не делалось.
Пункт второй: либо в Украине это делается, либо продолжаются разговоры о том, что «надо что-то делать».
Пункт третий: изменения в Украине неправильно называть реформами. Это не филологическое, а сущностное уточнение. Речь, по сути, идет о переделке страны, к чему нас обязывает План действий Украина – ЕС, подписанный 22 ноября 2010 года. Может быть, лучше не говорить «реформы», а – усовершенствования в сторону Европейского Союза?
И еще один принципиальный момент. Чтобы знать о реформах, надо узнавать о реформах, проявлять личное желание. А как узнавать? Например, так: зайти на сайт главы государства, открыть вот эту страницу, и распечатывать документы. Там предельно много конкретики. Дальше можно дискутировать, что уже сделано из запланированного, соблюдены ли сроки. Но там есть главное – логика предлагаемых изменений, хотя и она может быть скорректирована. Теперь о том, о чем информацию дают, а о чем нет. Здесь тоже существуют два момента.
Первый, о котором Сергей Левочкин, глава Администрации президента, сказал 14 декабря 2010 года: «если бы обсуждение административной реформы велось открыто и публично, то у меня огромные сомнения, что ее удалось бы провести в такие короткие сроки – сопротивление бюрократии суперогромно». А ведь это было сказано еще до объявления плана сокращения чиновников в регионах.
Судьба чиновников наш народ не волнует. Народ не научился воспринимать Украину как свое государство, а значит – и чиновников необходимых для функционирования государства. Этот же народ решил и не в последнюю очередь под влиянием политиков, что будущая Украина будет во всех смыслах справедливей Советского Союза. Так и получилось, что последние 20 лет, несмотря на падение производства, количество выходных и всевозможных отпусков увеличивалось. Социальные льготы – тоже.
На самом же деле совсем не факт, что «Украина будет во всех смыслах справедливей Советского Союза». Это вообще глупая постановка вопроса. Идеального справедливого мира не существует. Украина, измененная по евросоюзовскому стандарту, будет другой, в чем-то более справедливой, в чем-то, вероятно, и менее.
Перед тем, как перейти к евросоюзовскому стандарту, зададимся вопросом, а кто же у нас отвечает за то, чтобы люди знали о предполагаемых изменениях?
21 января 2010 года вице-премьер Сергей Тигипко сказал в «Большой политике с Евгением Киселевым» на «Интере», что это сфера ответственности профильных вице-премьеров. Социальная тематика, включая пенсии – у самого Тигипко, реформа жилищно-коммунального хозяйства, к примеру – у Тихонова.
Вместе с тем, можно и не ожидать разъяснений от не спешащих с ними профильных вице-премьеров, которым точно не помешало бы, чтобы предлагаемые изменения народ поддерживал или хотя бы относился к ним нейтрально. Если речь идет о том, что Украина собирается жить в правовом пространстве Европейского Союза, а я никогда не слышал, чтобы Европейский Союз «просился» в правовое пространство Украины, то рано или поздно (лучше раньше) Украина должна переделать себя в нечто похожее на европейскую систему.
Все западные политики, и я лично слышал по этому поводу слова таких авторитетов, как президент Еврокомиссии Жозе Баррозу и президент Европейского банка реконструкции и развития Томас Мирров, среди позитивных изменений называют финансовую стабилизацию. И это логично: перед тем, как что-то начать делать, надо хоть поставить экономику под контроль. Права Ирина Акимова, заместитель главы Администрации президента, которая в той же программе сказала: «очень трудно сразу остановить рост внешнего долга, когда маятник раскручен настолько сильно, что темпы роста увеличиваются практически за 3 года в 3 раза. Но в этом году темпы роста внешнего долга сильно замедлились, И заметьте, у наших внешних кредиторов нет сомнений, что Украина не будет в состоянии дефолта».
В Европейском Союзе, и я это лично слышал от Ж.Баррозу, как экономические реформы оценили принятие парламентом пяти законов – о госзакупках, о рынке газа, о НБУ, о защите информации. Не слышал нареканий ЕС по поводу закона о доступе к публичной информации, за которой проголосовали и фракции большинства, и оппозиции. Если мы выходим из того, что изменения в Украине должны носить проевропейский характер, то все становится на свои места. И возникает возможность отвечать регулярно вспыхивающим в обществе истерикам. Например, по повышению пенсионного возраста. Его надо повышать, несмотря на общественные волнения, болезненные не только в Украине, но и во Франции. Тигипко дал у Киселева разъяснение: «Мы говорим о повышении возраста женщинам на 5 лет в течение 10 лет. Каждый год на полгода будет увеличиваться пенсионный возраст. При этом за каждые полгода женщина будет получать к назначенной пенсии 2,5%. Если это будет год, в 56 она выйдет, это будет 5%. Если это будет 57, это будет 10%. И так до 25%. Кроме того, делаем следующее. Учителя, врачи и работники культуры (эта вся бюджетная сфера), и думаю, туда мы добавим категории работающих в социальной сфере, получат весомую компенсацию. Получат 10 пенсий одновременно с первой пенсией».
Дальше. Земельная реформа: 15 декабря 2010 года глава Администрации Президента Сергей Левочкин заявил, что «в первом полугодии 2011 года мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения в Украине может быть снят». И добавил: «ответственными за создание законодательства, необходимого для создания в Украине полноценного рынка сельскохозяйственных земель является премьер-министр Николай Азаров и профильный министр Николай Присяжнюк».
Если мы хотим ввести в Украине европейское законодательство в отношении купли-продажи земли, несмотря на то, что часть народа против продажи земли иностранцам, то на это надо идти. Да, решив ряд вопросов, связанных с кадастровыми номерами и землей коммунальной собственности, но идти. Пусть даже с 2011 года, или, как еще говорят, 2013-го. Не надо делать проблемы из того, что на сайте Государственного агентства земельных ресурсов обнародован проект закона «О рынке земли», согласно которому иностранные граждане, лица без гражданства, предприятия, основанные при участии иностранных физических и юридических лиц, иностранные юридические лица и иностранные государства не смогут приобретать в собственность земли сельскохозяйственного назначения. Этот пункт надо полностью убирать, оставляя за государством роль регулятора. Как нерезидент ЕС, я, например, не имею права прямо купить землю в стране ЕС, но я могу купить фирму, а на нее землю; фирма и будет управлять землей.
Еще одна общественная истерика – положение в проекте Жилищного кодекса, по которому можно будет выселять граждан за долги.
Во-первых, и сегодня законодательная база позволяет из-за долга выселять людей – но это массово не происходит, народ за коммуналку платит.
Во-вторых, людей, и семейных, и с детьми, и с инвалидами, и с престарелыми по законодательству Евросоюза за долги выселяют – в социальное жилье. И там люди недовольны. Да, соцжилье строится местными властями или частными фирмами при поощрении государства, сдаются в аренду по доступной твердой цене лицам с относительно низким уровнем доходов (немецкий закон: § 1, II Wohnungsbaugesetz). Да, новоселам возмещаются по закону расходы на вселение и приобретение предметов первой необходимости, а также на аренду квартиры. Но крупные домовладельцы в Германии ныне не заинтересованы в социальных квартирах, и потому после истечения срока договора с городскими магистратами они настолько повышают арендную плату за жилье, что оно утрачивает статус социального и становится недоступным для бедных слоев населения. Что это означает практически? То, что растет число людей, которые выселяются за долги по квартплате, и они вынуждены жить в значительно худших условиях.
Существует много вопросов по проекту Трудового кодекса. Он неплох, но и его надо дорабатывать. Несомненным «плюсом» проекта является то, что иностранцы и лица без гражданства получают право заниматься трудовой деятельностью в Украине, имеют равные с гражданами Украины права и обязанности в трудовых отношениях.
Принятие этого положения отменит «антиевропейское» требование п.1 «Порядка оформления иностранцам и лицам без гражданства разрешения на трудоустройство в Украине», которое было утверждено постановлением Кабинета Министров Украины еще 1 ноября 1999 года под номером 2028. Согласно этому документу разрешение на трудоустройство оформляется иностранцу или лицу без гражданства, который намеревается заниматься в Украине трудовой деятельностью, при условии, если в стране или регионе отсутствуют работники, которые способны выполнять этот вид работы. Не исключено, что и эта новация многим в Украине не понравится. Но Европа – это единый рынок рабочей силы, а мы хотим в Европу.
Очень бы помогло, если бы разная украинская оппозиция, вместо разрозненных заявлений, вынесла на общественное обсуждение свои проекты кодексов, приближающих Украину к Европейскому Союзу. Да, это не митинги и не стимулирование общественных истерик с конвертированием в электоральные результаты. Это работа. Так или иначе, но не смотря ни на эти истерики, на будущие майданы, пикеты и демонстрации, Украине никуда не уйти от решения вышеизложенных проблем и тех, о которых я не говорил. Если мы хотим состояться как государство – в правовом поле Европейского Союза. Другой путь – на Восток – мы уже пробовали.