В углу стоит затейливая скульптура, на мольберте - холст, на котором изображены уже знакомые почитателям творчества Семесюка Вася с котом (заказали копию одной из «жлобистских» картин). «Последние два года мой основной заработок — не творчество, а халтура», - комментирует Семесюк обстановку в мастерской. «Творчество, но не жлобизм?», - уточняю у художника. «Почему же не жлобизм, - Семесюк кивает на скульптуру: Вот это — неосознанный жлобизм. Как и практически все современное украинское искусство».
МЫ - ХРЕНОВЫЕ
Как вы определяете, что такое жлобство?
Жлобство — это абсолютное неуважение к приватности. Мол, это мое — и точка. В нашей стране, к сожалению, почти нет городской культуры. Наши города в двадцатом веке, по многим причинам стали заселятся сельскими жителями. И сельские представления о жизни, сельская культура, которые очень уместны там, на земле, оказались совершенно неуместными тут, в городе. Грубо говоря, морковку вырвали из земли и подали на стол, хотя она еще не успела превратиться в мелкобуржуазный салатик. Она просто морква, неотесанная, в комьях земли, она оказалась не в своей тарелке. Так и человек оказался не в своей среде. Он начинает самоутверждаться, а модель-то не та... Отсюда и жлобство и всё это наше «временщичество» . Вообще, в Википедии только года полтора назад появилось значение слова жлобство. Только начинают люди этот нарыв изучать, рассматривать, и это хорошо, это значит, что скоро уже...
Вскроем?
Да, только, боюсь, утонем.
Хорошо, со жлобством понятно, а что в таком случае жлобизм?
Если говорить о жлобизме в искусстве, то это термин новый, однозначно трактовать его пока нельзя. Наш жлобизм - это зеркало жлобства. Искусство ведь бывает разное: грушки-яблочки, сиськи-письки, а бывает зеркало, которое отражает действительность, жизнь социума. Последнее — наиболее интересно, ведь человек чем в первую очередь интересуется? Человеком. Соответственно, в искусстве людей цепляет то, что касается человека. Очень интересно смотреть на пейзажи старых мастеров, но гораздо интереснее видеть портреты работы старых мастеров.
Кто все же придумал этот термин - жлобизм?
Сложно сказать, думаю, он всегда был, только не так часто использовался, как жлобство. А в отношении искусства применять его начал первым либо я, либо Антон Мухарский. Существует еще гоп-арт в России, но когда была большая выставка гоп-арта в Перми, оказалось, что русским представить особо нечего. Все дырки заткнули украинскими художниками — участвовали я, Сергей Хохол, Минин Рома. И мы были украшением выставки — правда, не смогли на нее поехать, только фотографии видели. Наш жлоб-арт в лучшую сторону отличается от российского гоп-арта.
У нас и жлобы другие.
Жлоб другой, конечно. Русские эту тему исследуют, у них все замешано на пролетарщине и гоп-культуре 90-х годов - кожаные куртки, кепки, гопники. У нас жлоб живописный, аграрный. Из-за того, что мы жлобы совсем капитальные, мы очень большие индивидуалисты. И поэтому наш жлоб не такой опасный. Русский жлоб сбивается в стадо, и у него еще ядерная бомба есть. Вообще страшное явление. У нас жлоб более анархичный, и мне он более симпатичен.
Вы вообще относитесь к своим жлобам с симпатией, правда ведь?
Конечно. Мне часто говорят, что я, наверное, не считаю себя жлобом. Наоборот. Невозможно хорошо изучить явление, если ты сам не имеешь к нему отношения - хоть капельку. То есть я — тоже жлобенятко. Как это — быть украинцем и не быть немного жлобом? Это нереально. У нас нет аристократии, в принципе. Шляхта «була та й загула», украинская интеллигенция сгинула в 20-30е годы, самые лучшие боевые мужики из крестьянства тоже полягли в 20-30е годы. Потому мы — потомки худших. Мы — хреновые. (Но это мнение я всегда готов пересмотреть!)))
ВАСЯ И БУДДА
Откуда они пошли — ваши Вася и Валера?
Началось все с того, что я ехал в трамвае по Борщаговке. И увидел чувака — какой тип! Я зарисовал его на салфеточку, приехал в мастерскую и сделал картинку — она называется «Братело».
Была еще предыстория, правда. Я все время думал, почему у нас умер портретный жанр. Кто сегодня портреты рисует? Разве что художники в трубе (подземный переход под Майданом Незалежности — прим.авт.). Некого рисовать — нет героев. Причем герой — это не обязательно Прометей, может быть простой, бытовой герой, обычный человек. Но он должен быть интересным. Должна быть романтика. Сейчас таких героев нет. В таком случае остается только рисовать антигероя.
И вы нашли своего героя-антигероя?
Да, хочется зафиксировать пласт. Ведь сегодня нас окружает по сути в основном одно жлобство (все, что не жлобство, мы воспринимаем как нечто невероятно крутое, а на самом деле оно не крутое - оно нормальное). Все великие мастера нам интересны потому, что они рисовали современников. Как прекрасны Брейгель, Дюрер, Вермеер! Вообще я бы с удовольствием занимался только тем, что копировал бы портреты великих мастеров и учился у них. Надеюсь, когда-нибудь я к этому приду.
А от жлобизма вы можете отказаться?
Сложный вопрос, кто может отказаться, от чего? Все, что происходит, - это не моя воля, это просто пленка киношная, а я перехожу из кадра в кадр. Нет ни собственной воли, ни собственного ума, ни собственной личности. Ум один — общий. Мы все сидим в дуршлаге, и каждый из нас смотрит на жизнь через свою дырочку.
Пока мне нравится жлоб-арт. Возможно, через пять лет разонравится. Возможно, я буду заниматься этим всю жизнь. Вообще у меня уже задуман и романтический герой. Я хочу показать путь Васи к просветлению. Или к «одуплению». Чтобы он осознал, что нет никакого района, никаких пацанов, что нет его, Васи. Хочу открыть его природу Будды. Сделать картины: Вася и Далай Лама. Вася и Иоанн Павел ІІ. Чтобы Иоанн Павел говорил Васе: «Дурак, что же ты мобилки тыришь? Ты же в ад попадешь!». А Вася такой: аааааа!!! Беда в том, что люди носятся с идеей собственного существования. Все агрессии, маразмы от того , что кто-то лишний раз пытается сам себя убедить, что он таки да - существует.
ЧТОБЫ ПРОДАВАТЬ «ДЕКОРАТИВКУ» , НУЖНО ДРУЖИТЬ С ТЁТЯМИ
Я хочу сделать серию реплик на голландцев. Конечно, мастерства не хватает но учится нужно всю жизнь. Времена такие — какое там мастерство. Учиться сложно. В старые времена как: есть мастер, ты идешь в нему в подмастерья и учишься на реальных заказах, а за заказы тебе платят деньги - это ответственность. А в наше время тебе дают стипендию, на которую ты можешь купить ящик пива и им залиться. Какая учеба? В институте научиться можно, но очень сложно.
Но вы ведь научились.
Как скульптор — да, я же скульптор по образованию. Но для меня реализоваться в скульптуре — создавать и продавать - практически нереально. Скульптура забирает огромное количество финансов, времени, нервов, пространства, а продать ее сложно. Разве что делать памятники и могильные кресты. И уже не спрыгнешь с этой темы, будешь могильный мастер и все. Не хочется.
Вы говорили, что вас кормят ваши коты-копилки, картины не кормят?
По-разному бывает. Котов действительно много продал на праздники, несколько десятков - до сотни. Картины время от времени покупают — вот копию «Пацанского одиночества» заказали, оригинал дороговат наверное, да и пригодится он мне ещё.
Вышивка приносит какой-то доход?
Чтобы продавать «декоративку» вроде моей вышивки, нужно дружить с богатыми тетями. А богатые тети — это не мой клиент как правило, мой клиент — это бедные девочки. Но вообще бывает приносит и доход
Вообще вышивать — это приятное занятие?
Нет, это адский труд. Чтобы вышивать, нужно иметь железную задницу. И это занимает очень много времени — одну небольшую работу я делаю около недели, большие занимают месяц-два. Вышивание меня ужасно раздражает, просто выбешивает.
Почему же вы продолжаете этим заниматься?
Потому что у меня хорошо получается. Потому что многие мои вышивки уже есть в экспозициях серьёзных музеев. Это действительно добротная работа, и она высоко ценится. Мою вышивку никто никогда не ругал — картины, например, критикуют. Я знаю, что эти вышитые работы скоро будут стоить очень дорого. Пока просто дорого. Моя работа триптих «Кукабара» пользовалась большим успехом у зрителей на Триеннале художественного текстиля в ЦДХ. Тем более , что эти работы вышивает мущина! Люди звонят, интересуются моими вышивками но многих пугает цена и это нормально. Декоративное искусство у нас слабо ценится.
КАК ВОРОВАТЬ ЕДУ
Я три года жил здесь, в мастерской, потому что больше негде было и с деньгами туго было.. В свое время пришлось даже еды в супермаркете спионерить . Причем, скажу я вам, чтобы стырить еду, нужно очень прилично выглядеть. У меня был такой период в жизни тяжелый, какой-то момент имелись у меня только подсолнечное масло, соль и капустына. Думаю, нужно пойти в супермаркет. На мне как раз была рубашка отличная английская, галстук правильный-узкий, ботинки начищенны — все идеально. И я пошел в супермаркет с деревянным лицом, набрал полные карманы овощей. Пришел домой и сделал такой вкусный салат — самый вкусный салат в моей жизни. Хотя вообще чужое брать нельзя, конечно это тоже жлобство. Но магазин пострадал гривен на 20, я думаю, не больше)))
Какие еще жлобские черты в себе обнаруживаете?
Да полно. Я матюкаюсь — это жлобство ужасное. Раньше я выбрасывал бычки в окошко в машине, хотя теперь перестал. Только в пепельницу. На улице если курю, то складываю бычки в карман, а вечером выбрасываю в мусор. И тд.
Раз уж мы вернулись к теме жлобов, какую они, по-вашему, несут функцию в обществе?
Это навоз. Все, что они делают, они делают плохо — даже детей. Для них любой процесс — акт производства, а не акт творчества. Но из чего-то же должны вырасти прекрасные цветочки. Все мы оттуда!
Вообще, честно говоря, я убежденный монархист — я бы многих порол на конюшне. Причем просто так — если у тебя буряковая пунцовая рожа — на конюшню и пороть.
И какой бы это произвело эффект?
А эффект очень простой. Есть люди, которые понимают исключительно язык грубой физической силы. Все эти практически гоголевские персонажи — Чечетов, Азаров, Колесниченко и т.п. Пока не повесишь одного из них за ноги на столбе — ничего хорошего не будет. Они боятся только таких вещей — физического страдания, смерти, боли. Есть такая порода людей: их нужно просто пыз...ть. Ломом.
Как реагируют реальные Васи и Валеры на ваше творчество?
Даже убить угрожали. Пришел какой-то чувак соответствующего вида на выставку в Украинский дом (пришел на выставку, культурный человек!). Спросил, кто рисовал. Меня не было как раз — был только наш импресарио Серега Коляда, тоже художник-жлобист. И посетитель попросил Серегу передать мне, что я не жилец.
И давно это было?
Года два назад. Вроде жив, как видите. А было и наоборот — мы со стрит-арт группой «Крах» сделали две большие росписи на набережной Днепра. И там тоже чувачки подходили, хвалили, фотографировались на фоне. Одному особенно понравилось: «Оппа, да это ж я!». Да чувак, это ты... Но вообще киевские жлобы уже немного другие — они чистенькие более, ровные такие пацанчики. Стараются выглядеть получше, чтобы девушкам нравится. Даже волосы могут немножко отпустить.
Каким ты видишь будущее жлобов?
У них прекрасное, светлое, очень хорошее будущее. Жлобы будут всегда, они составляют мощнейшую и важную прослойку в любом обществе. Они есть всюду - в Японии, во Франции, и никуда не денутся. Просто они либо диктуют свои условия либо нет. Сколько времени отведено диктатуре жлобства в нашей стране— я не знаю.
СПРАВКА LB
Иван Семесюк родился в Киеве в 1979 году. Окончил Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры, там же — аспирантуру и магистратуру. По специальности скульптор. Член Союза художников Украины, Союза дизайнеров Украины и Союза Вольных Художников «Воля або Смерть», участник проекта «Жлоб. Жлобство. Жлобизм».