Подумалось - вот что мне сейчас мешает взять и нарисовать дома на обоях свастику? Такую жирную, лоснящуюся, раскинувшую свои щупальца от дверей до окна, и вскидывать утром руку в нацистском приветствии под "Дойче зольдатен", скачанное из интернета.
Ничего не мешает. Но не хочется. Правда, "Дойче зольдатен" я послушал. После того, как послушал "Дойчланд убер аллес", хотя изначально искал в сети оригинальную версию "Песни Кайзера" Йозефа - нет, не Геббельса - Гайдна. Один раз послушал из любопытства и всё. А чтобы ещё свастику рисовать - увольте.
Не хочется не потому, что на меня обрушится проклятие Зои Космодемьянской, а потому что кажется глупым.
Меня, естественно, с детства сопровождали семейные истории о погибших на войне предках. Их рассказывали бабушки, пережившие весь её ужас, своими руками построившие окружавший меня мир. Для них Победа была Освобождением. В прямом смысле. Я, пишущий эти строки на ноутбуке, а не доедающий помои в хлеву на окраине Иоганно-Вольфгангогётска, этому доказательство.
Мои родители отнеслись к воспитанию своего сына ответственно, и сейчас могут быть уверены, что, несмотря на весь его юмор, он не станет распевать "Tomorrow belongs to me" на улице Шота Руставелли в Киеве. И таких - миллионы.
Что же такое должно произойти, чтобы через 65 лет после войны в стане победителей мог понадобиться дополнительный и особенный запрет на определённые виды упоминания проигравших?
Вероятно, на такое может побудить только неуверенность в том, хватит ли сил убедить своих друзей, соседей, детей остаться и завтра единомышленниками во взглядах на основные человеческие ценности. Отсюда - стремление жестоко наказывать. Хотя бы, как в Германии, где символика нацистов запрещена.
Но пример ФРГ, где, как свиного гриппа, боятся любого намёка на собственную историю, неуместен. Кто в здравом уме пытается перенять чужую родовую травму?
Деревьям из-под восточногерманского Церникова не повезло - дважды в год они отличались по цвету от остального леса. В 2000-м году их спилили
Если в подворотне дежурит кучка бритоголовых дебилов в подтяжках и терроризирует скромных обывателей, так это проблема воспитания, образования, правоохранительных органов и пенитенциарной системы.
Которые должны, в частности, заниматься профилактикой девиантного поведения и перевоспитанием преступников. Говорите, учат глупостям, берут взятки и заражают невиновных людей туберкулезом? Так может надо что-то с этим делать наконец? Для чего мы депутатов выбираем?
Разбился ночью автобус - запретили ночные рейсы, отравились школьники кефиром - закрыли столовые. Всё это мы уже проходили. И означает это одно - неспособность справляться с элементарными вызовами, несостоятельность, слабость. То есть как раз ту среду, в которой быстрее всего распространяются идеи несвободы, манипуляция общественным сознанием, мракобесие.
Те, кто предлагает запретить нацистскую символику и ввести за неё уголовное преследование, проиграли Вторую мировую войну. Да, проиграли, раз уж через полвека расписываются в собственной несостоятельности решать задачи в тёплых квартирах и при полных холодильниках, а не в окопах под обстрелом.
А те, кто предлагает запретить любую другую символику – проиграли вообще.