Первое. Высокий показатель «против всех». В «общестрановом зачете» (по данным GfK) - третий результат, 7.21%. Для сравнения: в первом туре президентских – всего 2%.
Что это значит? Сии 7% - активные избиратели, не поленившиеся придти на участок, выстоять очередь за бюллетенями и т.д. Так они продемонстрировали власти свой протест. Пока – молчаливый. Но, уже очевидно: «стройка» «новой страны» нравится далеко не всем.
Второе. Низкая явка. Особенно - на Востоке. В той же Луганской области.
Все фото: Макс Левин
Что это значит? Еще один «звоночек». Для власти в целом и для ПР в частности. Апатичность обитателей шахтерских городков и поселков Луганщины – констатация: «свой» избиратель уже не верит обещаниям. Время идет, а жизнь все не улучшается. Перестановка кроватей ничего не решает, нужны более радикальные меры.
Третье. Закончилась эпоха эмоционального противостояния по линии «свой-чужой».
Что это значит? Формула выбора «по партийному признаку» больше не работает. Теперь еще смотрят, чтоб «человек был хороший».
Так, в традиционно бело-голубом Запорожье мэром становится представитель «Батькивщины». Значит ли это, что горожане разлюбили ПР? Вовсе нет, в областном совете ПР получила почти 47%, в городском – 31% (данные экзит-пола Савика Шустера), при этом ставленника ПР Владимира Кальцева в градоначальника превратить не пожелали. Очевидно, потому, что им не очень мил персонально Кальцев. Он трижды (!), точнее – уже четырежды, баллотировался в мэры. И трижды, точнее уже четырежды, приходил к финишу вторым.
Ситуация в Запорожье во многом напоминает харьковскую.
а) после назначения Михаила Добкина губернатором, и.о. мэра Харькова стал Геннадий Кернес. Готовившийся, таким образом, к полноценному мэрству. В Запорожье «площадку» для Кальцева расчистили добровольно-принудительной отставкой прежнего мэра Карташова. В сентябре рейтингового градоначальника «по-хорошему попросили» перейти на работу в МИД. Учитывая, что Карташову уже 67 лет, он не сопротивлялся.
б) в среде самой ПР, в среде представителей местных элит Запорожья и Харькова голосов «против» кандидатства Кальцева и Кернеса соответственно, звучало едва ль не больше, чем «за». В случае с Кернесом, последнее слово сказал Юрий Иванющенко. Он же – Юра Енакиевский. В случае с Кальцевы м, аналогичной уверенности нет, но, учитывая, что Запорожье (равно как и Одесса) – регион, отданный Иванющенко «на откуп», логично предположить то же самое;
в) за спиной Кернеса стоял Добкин - главный лоббист своего друга и бизнес-партнера. Не побоявшийся даже поручиться руководству ПР (как минимум – в лице Андрея Клюева, в чем Михаил Маркович лично признался Lb.ua) за победу Кернеса собственной политической карьерой. Вспомнит ли об этом руководство ПР – вопрос риторический. Но, вот то, что и Михаилу Добкину и Борису Петрову придется пояснять: почему на «их территориях» «сердечные» собрали столь щедрый урожай – однозначно.
Чем завершится противостояние в Харькове, еще неизвестно. Подсчет происходит в атмосфере, весьма напряженной. Обусловленной, в том числе, бардаком, творящимся на участках.
Кстати, бардак – то, что, в перспективе, ожидает Киев. Где, как и в Харькове, упразднили райсоветы. Если раньше бюллетени на многомиллионный город выдавали –принимали в нескольких «точках», теперь это делается в одной. Что провоцирует очереди, путаницу и т.д. Проще говоря: создает благоприятные условия для фальсификаций.
Четвертое. «Ядерный» электорат ПР оказался не таким уж «ядерным». Потеряв в Запорожье и Харькове, власть приобрела в центре страны - на Киевщине (23%) и Кировоградщине(40%, данные GfK ).
Что это значит? В столичном регионе превосходство бело-голубых можно пояснить оттеснением «Батькивщины» (по итогам 2006-го, контролировавшей в Киевском облсовете большинство). На Кировоградщине – усилиями опытного орговика Сергея Ларина. На исконно «оранжевой» территории солидный результат для бело-голубых нынешний губернатор (в качестве куратора региона от ПР) делал и в прошлую кампанию, и в позапрошлую. Другу Ларина, Василию Джарты, стоило б, пожалуй, поучиться.
Но, как сие не поясняй, факт остается фактом – электоральные симпатии ряда областей, считавшиеся, долгие годы, статичными, таковыми больше не являются.
Пятое: Провал «белорусского варианта». Как локально – по результату выборов. Так и глобально – в долгосрочном сценарии развития страны.
Что это значит: Мало кто знает: на Киевщине «регионалы» мечтали о 30 процентах. В Донецке предвкушали 80-90%, получили – 60%. Планировали ли они позволить «сердечному» ставленнику получить 30% в Харькове (вторым, по значимости, после Донецка, городе для ПР), а самой «Батькивщине» - 20% в облсовете? Планировали ли «терять» Запорожье? Конечно, нет! Так почему не запустили административный каток на полную скорость? Ведь все для этого было готово: липовые бюллетени (обнаружившиеся на той же Харьковщине. Привет, Лозовая!); готовые протоколы («всплывшие» в Крыму) и т.д.
Почему? Потому, что «команды из центра» на места не поступило. Ее ждали, но она не поступила. Видимо, в последний момент Виктор Федорович (о чем, кстати, писали авторитетные СМИ) решил «сохранить лицо». Но, причина, думается вашей покорной слуге, не только в этом. Такой уж Виктор Федорович человек, что материальное – осязаемое, ему всегда ближе духовного – эфемерного. Возможно, крайний – не слишком удачный для Украины – визит Владимира Путина в Киев, окончательно утвердил власть в мысли: полностью «ложиться» под Россию нельзя, это попросту невыгодно экономически (не говоря уже о том, что чревато «доврцовым заговором», поскольку, в отличие от Фирташа, тот же Ахметов в Белокаменной «старшего брата» не признает). Значит – нельзя жечь мосты с Европой. В том числе – «рисовать» результат кампании по белорусскому сценарию.
Пару месяцев тому, Lb.ua констатировал: Виктор Янукович находится на растяжке. И его выбор – то, от чего зависят выборы.
Похоже, самоопределение гаранта произошло несколько быстрее, чем все ожидали.
***
Теперь - что из этого следует? Наполеоновским планам ПР:
- окончательно сформировать «под себя» властную вертикаль по результатам местных;
- обеспечить мэрство бело-голубых во всех областных центрах;
- закрепить победную инерцию президентских
не суждено было сбыться. Ни улучшить собственный результат от президентских, ни даже подтвердить его, не получилось: 49% Януковича в первом туре против 36% ПР сегодня.
Да, на местах отсутствие «команды из центра» частенько порождало панику. Паника, в свою очередь - «эксцесс исполнителя». Потому 31-е октября стало таки «праздником демократии», но не стало – что отрадно – политическим Хэллоувином.
Гражданское общество доказало: оно есть. Пусть слабое, незрелое, но оно есть! По крайней мере в Харькове и Запорожье – точно.
Оппозиция продемонстрировала: клиент скорее жив, чем мертв. Три региона: Черниговщина, Ровенщина и Волынь – не ахти, какой улов, для «Батькивщины», а все же. Волынь – вообще уникальный случай, в некоторых местных советах «сердечные» набрали столько, что мандатов хватит всем членам списка, еще и лишние (!) останутся. «Приятная неожиданность» сродни той, что испытала ПР в 2006-м, рассчитывавшая провести в ВР, от силы, сто человек, а делегировавшая почти две сотни.
Электорат - подтвердил запрос на «новые лица». Третье место Тигипко 17-го января и четвертое (третье, напоминаю, «против всех») 31-го октября у Яценюка – серьезный индикатор. Очевидно, что и на президентских, и на местных, народ голосовал не столько персонально за Сергея Леонидовича и Арсения Петровича, сколько – за «новизну», за надежду на лучшее. Можно возразить: если б в Одессе, допустим, от Фронта перемен шел не Гурвиц, кто-то другой – не видать бы там Арсению Петровичу столь внушительного результата. Согласна. Но, 6.84% (GfK) по стране – не шутки, все-таки.
По тем же данным, результат коммунистов – 5.85%; «Свободы» - 5.11%. То есть, отпетые националисты взяли почти столько же, сколько – верные ленинцы. «Трофеи» «Свободы»: в Тернополе – мэр и большинство горсовета; в Ивано-Франковске – большинство в городе и в области; во Львове – большинство в горсовете. Немало взяли «тягнибоковцы» и «вторых» мест. А это уже – не «средняя температура» по Западной Украине, это – тенденция.
Что приметно: Тягнибок получил больше, чем Тигипко (4.29). О чем это говорит? О том, что общество радикализуется? Или о том, что 13.6% Сергея Леонидовича в первом туре – вовсе не «ядерный электорат», скорее – счастливая «шара». Видимо, ораторские способности, красочные биг-борды и топ-лесс фотосессии – не всегда залог успеха. Отличился ли серьезной партийной работой Яценюк за это время, спросите вы? Предпринимал ли он системные действия? Нет, но вхождения в Кабмин Азарова Сергею Тигипко публика не простила.
Простят ли ПР свои 1.8% Литвин; 1.71% - социалисты? Были, ведь, договоренности о квотировании, о взаимовыручке. С Тигипко, Яценюком, коммунистами, кстати, тоже были. Одной только Народной партии сулили, помнится, сохранение присутствия во всех местных советах, где она имела представительство по итогам 2006-го. Представительства в таком же количестве, плюс 30%. Но, то было еще летом. Считайте: давно и неправда. Поскольку после отмены К-реформы, коалиционный шантаж более неактуален. Да и, какие договоренности, если «рубильник фальсификаций» «на полную», как говорилось, решили не включать. Только внемлют ли этому сателлиты? Или поднимут таки "бунт на корабле"?
Продолжение следует. Более полный анализ результата местных выборов; выводы и прогнозы экспертов Института Горшенина , ожидайте в ближайшее время.