Среди награжденных, вне всякого сомнения, не хватало двух людей, чей вклад в строительство «Русского Мира» и сохранения status quo РПЦ в ее канонических малороссийских и новороссийских владениях огромен и по сей день до конца не оценен.
Речь о Викторе Андреевиче Ющенко и Михаиле Антоновиче Денисенко.
В 2008 году, во время визита в Киев Вселенского патриарха Варфоломея, речь было зашла о даровании Фанаром УПЦ КП канонического статуса. Однако, разумеется, этот проект был из области невозможного — как журавль в небе. Но была и синица в руке — вариант из области вполне реализуемого: если правильно помню, Варфоломей предложил то ли сразу всей УПЦ КП, то ли отдельным (пусть даже всем сразу) епархиям перейти под его юрисдикцию. То есть стать не канонической автокефальной церковью, а митрополией, частью Вселенского патриархата — как то и было с 988-го и по 1686-й год, с князя Владимира до гетмана Самойловича.
При этом М.А. Денисенко лишался бы своего не признанного православным миром титула, зато стал бы полноценным митрополитом Киевским и Всея Украины-Руси Вселенского (Константинопольского) патриархата. Кем он, в общем-то, и был до 1992 года, но в Московском патриархате.
Иначе говоря, из генерала потешнной армии он превратился бы в полковника, зато самой что ни на есть реальной, всеми признанной армии.
Фото: Герасименко Екатерина
Однако эти люди, включая Ющенко, восприняли такой сценарий чуть ли не как оскорбление: как так, свадебных генералов вдруг разжалуют до боевых капитанов-майоров-подполковников-полковников! Понятно, что настоящий генерал — это круче, чем настоящий полковник или капитан. А вот кто круче — свадебный генерал или настоящий боевой капитан? — это каждый решает сам для себя. И они решили…
Если бы произошло всё то, что предложил Варфоломей, а в 2008 году оно могло произойти, на территории Украины сегодня существовали бы две канонические православные юрисдикции — московская и константинопольская. Конкуренция была бы не между одной канонической и двумя неканоническими конфессиями, как сейчас, а между двумя каноническими. И споры о том, канонично или нет в 1686 году Киевская митрополия была переведена под московскую юрисдикцию, легально или с нарушением канонов в 1589 году было провозглашено московское патриаршество, кто главнее — Златоглавая или Золотоверхий — были бы спором реальных людей по реальным проблемам церковной истории, а не кудахтаньем околоцерковных маргиналов, чем это чаще всего является нынче.
К добру ли сохранение status quo в РПЦ, ко злу — не берусь судить (по крайней мере, не здесь и не сейчас). Не исключено, так бы в Украине строили не только «Русский Мир», но и «Поствизантийский (или греческий) Мир».
Но в результате самоотверженных действий В.А. Ющенко, М.А. Денисенко и еще некоторых активистов церковного движения, предложение патриарха Варфоломея зависло в воздухе, а в РПЦ и УПЦ МП всё сохранилось так, как и было раньше — канонических конкурентов у них не появилось.
За минувшие с того визита два года много чего изменилось вокруг: теперь Константинополь — вследствие сложного диалога с МП и Кремлем — не признаёт сейчас и не признает в ближайшие десятилетия Малороссию и Новороссию своей канонической территорией, вопрос «1686» больше не стоит на повестке дня. Более того, Варфоломей недавно даже заявил о необходимости УПЦ КП вернуться в лоно УПЦ МП / РПЦ (чего стоило подобное заявление Кремлю и МИД РФ — Бог весть). Вследствие этого православные неканонических юрисдикций в ближайшее время будут вынуждены: либо (1) примкнуть к УПЦ МП / РПЦ, приняв покаяние и все ее нынешние идеологические составляющие (например, доктрину «Русского Мира»), либо (2) остаться в расколе, масштабы которого, вероятно, станут меньше, либо (3) перейти в греко-католичество (судя по всему, именно УГКЦ окажется главным выгодоприобретателем московско-константинопольских интриг).
«Квадриум нон датур», как бы сказали в этом случае отцы иезуиты.
Ну а все мои умные православные друзья в России, как и я сам, озабочены одной вполне реальной сугубо российской проблемой: всё-таки Церковь свидетельствует о Христе — или как? Или занимается иными, вполне мирскими социально-политическо-экономическо-культурными вопросами? Например, свидетельствует о богоданности тандемократической власти, вещает о геополитике, об историософии, национальной идее, войне цивилизаций и даже о «Русском Мире»? Не говоря уже о рок-музыке, мотоциклах (включая премьерский трехколесный) и топ-лесс-моделях под стягом Спаса Нерукотворного. Разумеется, у Церкви должна быть социальная миссия, социальное служение. И молодежи надо проповедовать на молодежном языке — в том числе, на языке рок-музыки.
Но, всё же, Церковь — это Невеста Христова, а не парторганизация, не PR-отдел, не агитпроп, не клуб любителей истории и геополитики, не министерство по делам Малороссии, Новороссии и Белороссии, не торговая корпорация, не земельный банк, не табачная биржа. И готовить людей она должна, по идее, к Жизни Вечной, а не к тому, как получше устроиться в этой — тленной и скороминущей.
А вот наградить В.А. Ющенко и М.А. Денисенко церковными орденами за сохранение канонической территории Московского патриархата было бы в самый раз — заслужили.