Директор Института проблем управления им. Горшенина, политолог Владимир Фесенко считает, что внеблоковый статус, по сути, не отразится на евроинтеграции Украины. Кроме задач, связанных с евроатлантической интеграцией, во всем остальном ситуация формально и юридически не изменится.
Об этом Владимир Фесенко сообщил журналисту ИА «НОВЫЙ МОСТ» 16 июля в телефонной беседе.
«Подписанный Виктором Януковичем закон, по сути, означает отказ от НАТО. Но, кроме того, это означает, что мы не собираемся вступать и в другое оборонное объединение, к примеру, в ОДКБ. Хотя сейчас звучат призывы сотрудничать с ОДКБ так же, как мы сотрудничаем с НАТО. На мой взгляд, тут надо быть очень аккуратным, чтобы не заиграться в такую многовекторность еще и в оборонной политике»,– сказал Владимир Фесенко.
Что же касается евроинтеграции, то, по мнению политолога, кроме задач, связанных с евроатлантической интеграцией, во всем остальном ситуация формально и юридически не изменится.
«Главным внешнеполитическим приоритетом остается европейская интеграция, вступление Украины в ЕС. Об этом заявлено в указанном законе. А что касается внеблокового статуса, то здесь есть такой нюанс, что, по сути дела, этот внеблоковый статус в пользу России, поскольку наш отказ от интеграции в НАТО – комплимент в пользу России, ведь именно она была резко против вступления Украины в НАТО», – считает Владимир Фесенко.
Что же касается того, как внеблоковость Украины отразится на ее безопасности, то политолог убежден, что напрямую – никак.
«Напрямую – никак, потому что гарантий нашей безопасности (реальных, серьезных), к сожалению, нет. Есть формальные, юридические, скорее даже декларативные, которые были сформулированы в Будапештском меморандуме – это отказ от ядерного оружия. Эти гарантии нам дали и Россия, и США, и другие ядерные державы, но на деле, в частности в Российско-Грузинском столкновении, мы увидели, что эти гарантии не являются полноценными. В этом плане – риски и проблемы для внешней политики Украины, для нашей национальной безопасности. Наш внеблоковый статус сократил риски для нашей национальной безопасности, но усилил геополитическую зависимость от России, и это на перспективу. То есть, проблемы и риски для национальной безопасности сохраняются, просто меняется их форма и их содержание.