Институт Горшенина провел экспертный опрос о ее основных характеристиках и реализуемости.
Директор Института Горшенина Владимир Фесенко отметил, что несомненный позитив программы реформ заключается в том, что речь идет о публичном и довольно конкретном обязательстве власти по их реализации, которое может контролировать и общество и зарубежные партнеры Украины. «На данный момент - это инструмент политического пиара, но в представленном документе также содержится и очень много заявок на конкретные действия. К примеру, есть предложения, которые вряд ли можно назвать популярными – выравнивание пенсионного возраста для мужчин и женщин через постепенное повышение пенсионного возраста для женщин», - отметил эксперт. Он отметил тот факт, что на осень отложена презентация предложений по реформе системы государственного управления. «По всей видимости, в правящей команде нет единства позиций по этому вопросу, и, самое главное, до выборов не хотят трогать систему государственного управления, чтобы, не дай Бог, ее не разбалансировать. Ведь это – административный ресурс», - считает Владимир Фесенко. Относительно реализуемости программы, эксперт отметил, что в истории независимой Украины ни одна заявка на реформы не была реализована в полном объеме и у него есть сомнения в том, что это удастся сделать сейчас. «Вот несколько причин для скепсиса: программу реформ разрабатывали одни (группа Акимовой), а реализовывать должны другие (Кабмин); достаточно консервативный аппарат исполнительной власти, который не очень эффективен, не говоря уже об отсутствии склонности к реформаторству; потенциальные риски любых реформ, в том числе критическое восприятие их последствий значительной частью населения», - сказал Владимир Фесенко. И все же, по его мнению, попытка проведения заявленных реформ будет предпринята - хотя бы потому, что другого выхода нет, в реформировании и модернизации нуждаются большая часть сфер общественного развития и государственной политики.
Руководитель Центра политического и экономического анализа Александр КАВА считает, что программа реформ, предложенная властью, во многих пунктах очень неконкретная, что позволяет ее реализовать даже с приложением минимальных усилий – если подходить с формальной точки зрения. «За исключением нескольких нормативных актов, таких как Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, все остальное очень нечетко прописано. Для такого документа, конечно, нужно иметь более четкие программы и более четкие цели, чтобы можно было, по достижении этих целей, делать выводы о том, что достигнуто, а что нет», - сказал он.
Директор Киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский полагает, что Президентом Януковичем заявлена качественная программа реформ. Однако, по его мнению, необходима технологическая схема ее реализации. «Даже намеков на эту технологичность нет в этих предложениях, что настораживает. Как и отсутствие методологической внятности в отношении того, как будут проводиться реформы», - сказал Михаил Погребинский. Эксперт отметил, что его совместная с коллегами точка зрения состоит в том, что, для успешного проведения реформ, необходимо несколько условий. «Нужно, чтобы был конкретный политик, который несет ответственность за конкретные реформы. Этого почти ни в одной из реформ нет. Кроме судебной реформы, где есть задачи, поставленные Президентом, и есть Портнов, который взял на себя политическую ответственность и является человеком, вполне способным довести это дело до конца. Нужно, чтоб были выделены деньги. Если внимательно посмотреть бюджет, трудно там найти, где выделены деньги на проведение реформ, записанных в программе. Еще я добавил бы необходимость закона, который регулирует эту реформу, который есть в отношении судебной реформы. В отношении остальных – этого нет», - считает Михаил Погребинский.
В свою очередь, Глава Киевского областного совета Александр Качный отметил, что впервые за последние пять лет к власти пришла команда, намеренная не только декларировать, но и реально проводить свои реформы. «С одной стороны доверие к власти сегодня подорвано. Тому способствовала разбалансированность властной вертикали все последние годы. Каждый чиновник на месте, по сути, делал, что хотел и никто его никак не контролировал, не спрашивал с него конкретный результат. Зачастую, на местах вообще не велось никакой координации деятельности. Например, когда я собрал глав районов, сельских голов от каждого района, мэров городов на совещание, чтобы обсудить с ними различные вопросы, касающиеся избирательного законодательства, проекты Налогового и Бюджетного кодексов, то оказалось, что такое совещание проводилось впервые за четыре года. Именно по этой причине между красивой декларацией и реальной реализацией практически любой реформы пролегала пропасть. С другой стороны сегодня еще не на всех уровнях государственной власти сформирована команда эффективных менеджеров и управленцев, которые привыкли не говорить, а делать. Эту задачу еще предстоит решить», - считает эксперт. При этом А. Качный уверен, что проведение запланированных Президентом реформ будет проходить четко, с соблюдением обозначенных сроков и с должным контролем. «Сегодня нужно привлекать новых инвесторов, возвращать тех, кто передумал вести у нас бизнес из-за бюрократии и непрозрачности разрешительной системы, разбираться с земельными вопросами. Многие из чиновников уже ощутили на себе, что придется не просто работать - пахать, чтобы наверстать упущенное время. И они будут это делать. Это значит, что реформы будут реализованы», - считает А. Качный.