«И что интересно, копачи, которые работают «под прикрытием», как работали во время спецопераций наших славных органов, так и работают по сей день».
Из письма «чёрного археолога»
Странные дела творятся у нас вокруг злополучной украинской археологии. Леонид Кучма в своё время получил в дар от одного известного украинского коллекционера несколько украшений крымских готов. Получил публично, в присутствии музейных работников, и сразу пообещал, что подарит их музею. Пообещал, да забыл. А Виктор Ющенко помпезно открыл в главном польском музее выставку частной археологической коллекции. И нарвался на скандал и протест Польского научного археологического общества.
Юлия Тимошенко вручила Маргарет Тэтчер копии золотых скифских украшений. Вроде бы всё прилично, да только копии-то делаются с оригиналов! А оригиналов таких вещей в государственном музейном фонде нет. Вот, поди и разберись – либо подделки, либо, опять таки, сомнительное происхождение. Теперь ещё и некрасивая история с перстнем, подаренным Виктору Януковичу.
Что же происходит? Почему, уже который год, самые известные украинские политики с сомнительным постоянством свершают одни и те же промахи? Попробуем найти ответ по принципу «от общего – к частному».
В 2008 году Винницкий областной УБОП задержал человека с золотыми археологическими предметами. Как задержал и почему – не спрашивайте, не знаю и не интересовался, да и не думаю, что это в данном случае важно. Когда изъятое показали специалистам-археологам, те просто ахнули! Оказалось, что ценность предметов не только в том, что они из золота 700-750 пробы, не только в том, что они очень древние, но и в том, что в нашей стране абсолютно такие же украшения найдены только в одном единственном месте, в той же Винницкой области!
Уже в далёкие 80-е годы прошлого столетия археологи исследовали курганы у села Гордиевка на Винничине. Экспедиция, которая вначале рассматривалась как рядовая и работала только потому, что земли района готовились под мелиорацию, дала абсолютно неожиданные, сенсационные результаты. Оказалось, что могильник этот был оставлен людьми, более 3 тысяч лет назад пришедшими на нашу территорию из Центральной Европы. Речь идёт об археологической культуре, которая существовала ХV-Х ст. до н. э., но по богатству «наши» погребения значительно превосходили те, центральноевропейские. Значительная часть могил принадлежала не рядовым общинникам, а аристократии, – в них нашли необыкновенные, древнейшие на Украине золотые украшения, орудия из бронзы и, главное, почти 8 кг замечательных янтарных бус прекрасной сохранности, которые по сей день являются одним из старейших в мире гарнитуров из янтаря. Примечательно, что до гордиевского открытия о миграциях этого населения в Северное Причерноморье не было ничего известно.
Так вот, человек, у которого УБОП изъял такие же золотые предметы, через пару дней вдруг «пошёл в отказ» и заявил, что золото он получил «в наследство от бабушки». Эта загадочная бабушка – напомню речь идёт об украшениях ХV-Х ст. до н. э. – оказалась никем иным, как замом областного прокурора. Дело в том, что «фигурант» человек небедный и в Виннице известный, а, следовательно, имеющий обширный круг «нужных» приятелей. И эта «бабушка» отказалась возбуждать дело по незаконному владению археологическими предметами.
Золотой браслет из «бабушкиного» наследства
Золотая пластина-накладка из «бабушкиного» наследства
Золотое ожерелье из «бабушкиного» наследства
Золотое ожерелье из Гордиевского могильника (фото Винницкого областного музея)
Янтарные бусы из Гордиевского могильника (фото Винницкого областного музея)
Следует знать, что по закону движимые предметы, связанные с памятниками археологии, являются (как и сами памятники) собственностью государства. В нашем случае речь идёт о находках, оставленных той самой единственной общиной, которая 3 тыс. лет назад при загадочных обстоятельствах мигрировала сюда из Центральной Европы и оставила нам совершенно конкретный, локальный памятник. Скорее всего, это было бегство, ибо подобных памятников или отдельных случайных находок у нас больше нет. Люди эти прожили тут одно или два поколения и постепенно вымерли – дальнейшая история народов, населявших Украину, уже с ними не связана. К слову – минимальную стоимость этих «бабушкиных» украшений экспертиза определила в 1,5 млн. гривень.
А пресловутая «бабушка» оказалась не только древней, но и, как все старорежимные старушки, весьма упрямой. Дело так и не было возбуждено. Это, наверное, единственный уникальный случай, когда милицейское ведомство работало синхронно с СБУ, пытаясь общими усилиями затянуть получение прокурорского отказа и спасти находки для музея. Следователи уезжали в командировку, шли на больничный, всё без толку. Музейщики, со своей стороны, искали выходы на губернатора, на киевских депутатов – тем не менее, принципиальность прокурора была непоколебима. И вот в результате… всё вернули «хозяину», да ещё и с извинениями. Мало того, специалисты, давшие экспертное заключение, ещё и получили по голове, поскольку делать экспертизу до возбуждения дела нельзя. По мнению музейных сотрудников, этих предметов уже нет, по крайней мере, в стране.
А теперь попытаемся кое-что обобщить. Существует расхожее мнение, что грабёж археологических памятников вызван массовой нищетой населения. Что, мол, «чёрные археологи» получают гроши, а наживаются только перекупщики. На самом деле это далеко не так. В начале этого десятилетия на ту же Винницкую область приходилось где-то до пяти «своих» детекторов металла, плюс до трёх у «залётных» групп. А сегодня, по мнению областной охраны памятников, в Поднестровье едва ни в каждом селе до трёх таких приборов, и весьма недешёвых. Но кроме этого, археологический грабёж – что самое ужасное! – стал массовым хобби весьма небедных людей.
«Чёрный археолог» с найденным кладом (фото с сайта кладоискателей)
Перед началом «чёрного» слёта (фото с сайта кладоискателей)
«Чёрный» слёт (фото с сайта кладоискателей)
Участники «чёрного» слёта (фото с сайта кладоискателей)
Вот как выглядит типичный «слёт» этих «поисковиков». В назначенное время в назначенное место съезжаются несколько десятков автомобилей и сотня людей с самыми дорогими детекторами соревнуются, кто больше найдёт за день. Победителю торжественно вручают приз. Одна такая «зачистка» уничтожает памятник полностью. В следующий раз место выбирается другое – и так до бесконечности.
Изъять награбленное и наказать грабителей, как мы убедились, нельзя. Продажа и использование детекторов у нас, в отличие от многих цивилизованных стран, никак не регламентирована. Во всём центральном аппарате МВД существует только один сотрудник, курирующий подобные дела. СБУ ещё с начала 2006 г. получила чёткое указание заниматься только тем, что уходит за кордон. Министерство культуры (кто не знает – центральный орган охраны памятников) этими вопросами не занимается вообще.
Боюсь, лет через 10-20 в наших справочниках можно будет прочитать: «археология – лженаука, существующая во враждебных Украине странах, изучающая мнимые т.н. древности». И уникальность нашей земли и культуры будет не в той же древности и самобытности, а в её стерильности. Но ведь стерильные особи не могут иметь потомства, также как и стерильная страна – перспектив.
«Чёрные» за работой (фото с сайта кладоискателей)
«Чёрные» работают при любой погоде… (фото с сайта кладоискателей)
…и в любых условиях (фото с сайта кладоискателей)