Ее основной соперник, напротив, провел неделю интенсивных встреч a la Обама на лояльном Юго-Востоке – Мариуполь, Днепропетровщина, Крым, Запорожье. В штабе Виктора Януковича заговорили о возможности победы в первом туре, а оппоненты – о подготовке к фальсификации результатов голосования. Главным «подозреваемым», как и в 2004-м, оказался Донбасс.
«Бело-голубое» гетто
Треть голосов на выборах 2004 года – 4,4 из 12,8 млн. – Виктор Янукович получил в Донецкой и Луганской областях. Попытки Тимошенко расшатать эту монополию не особо удачны. Вместо планируемых 10–15% успехом будет повторение результата Ющенко, то есть 4–5% голосов «за». Тем более что на парламентских выборах больше БЮТ набирать не удавалось.
Поставленная задача трудновыполнима еще и потому, что местные советы подконтрольны Партии регионов. А у кого власть, у того больше возможности влиять на комиссии.
Важную роль играет менталитет населения. Если в Центре и на Западе Украины привыкшие к свободомыслию люди слушают «пожелания» и даже берут деньги, но делают, как считают нужным, то на Востоке по советской привычке исполняют сказанное сверху – чтобы не подвести начальника. Причем последние годы либерализации шахтерско-заводскую дисциплину не испортили. Этим умело пользуется команда Виктора Януковича, обрабатывая руководителей предприятий.
Фото: Униан
4:2 в пользу Януковича
В отличие от Ющенко, Юлии Тимошенко удалось зацепиться на Донбассе, развернув сеть представительств – единственной из недонецких политиков. Но даже руководитель ее избирательного штаба в Луганской и Донецкой областях депутат Наталия Королевская жалуется на давление. «Оно ощутимо в отношении каждого, кто публично присоединяется к команде Тимошенко. Люди получают звонки от первых лиц области, идет давление на родных, – сообщила парламентарий «Левому берегу». – Доходит до прямых угроз, которые поступали доверенным лицам и агитаторам за Тимошенко, в которых людям рисовали перспективу преследований после прихода Януковича к власти».
"Бютовцы", уверяет она, знают о подготовке к беспрецедентным фальсификациям, но надеются противостоять через систему контроля и своих людей в комиссиях.
В Комитете избирателей Украины считают, что тимошенковцы подготовились неважно. «На некоторых участках Донбасса контроль может не сработать», – предостерегает председатель КИУ Александр Черненко.
По его словам, ставленники Виктора Януковича и его технических кандидатов действительно контролируют отдельные участки на Востоке, в то время как в Западной Украине идет конкурентная борьба между выдвиженцами Ющенко, Тянибока, Тимошенко и Яценюка.
Как рассказывают источники «Левого берега», при формировании комиссий представители Партии регионов приносили списки людей для работы в избирательных комиссиях не только за себя, но и за «того парня» – Василия Протывсиха, Михаила Бродского или Сергея Ратушняка.
Кроме этих троих, по данным КИУ, в пользу Януковича людей в комиссии вводила Инна Богословская, публично критикующая лидера фракции, хотя принадлежит к ПР в Верховной Раде.
У Тимошенко – явный недобор. В ее обойме «технических» пока двое – Людмила Супрун и Олег Рябоконь. «Премьер надеется, что ко второму туру выборов к ним присоединятся люди, попавшие в комиссии по квоте Ющенко и других кандидатов, выбывших из борьбы», – объясняет Черненко, прогнозируя, что это может нивелировать перевес в пользу оппозиционера среди тех, кому поручено подсчитывать результаты.
Впрочем, Янукович тоже пополнит свою гвардию – за счет ставленников Петра Симоненко и Александра Мороза.
Фальсификат местного разлива
Обвинения в адрес друг друга в подготовке фальсификаций превратились в главную тему уходящей недели. «Уже сейчас очевидно, что весь накопленный опыт фальсификации «регионалы» готовятся использовать на нынешних выборах президента», – говорит Наталья Королевская.
Фото: obozrevatel.com
На Донбассе, по ее словам, следует ожидать использования четырех известных схем: голосование на дому, искусственное завышение явки избирателей путем перевозки избирателей с одного участка на другой, вбрасывание бюллетеней и единогласие на «закрытых участках» – в тюрьмах, больницах, военных частях.
"По информации наших штабов, по домам ходят представители Януковича и в открытую предлагают вознаграждение за заявление о голосовании дома за правильного кандидата. Людям дают понять, что при такой схеме каждый голос проконтролируют, а в день голосования остается только собрать урожай", – утверждает она, отмечая, что отдельные комиссии в Луганской области уже получили до сотни таких заявлений.
Если команда премьера нападает, то Янукович защищается. Во-первых, предупреждая, что не позволит решать судьбу этих выборов в судах. Во-вторых, аргументируя: «Тимошенко заявила, что только в Донецкой области планируется организовать 11% приписок и фальсификаций при голосовании на дому. В то же время, по информации, которая есть у меня, заявления на голосование дома подали не более 1% от общего количества избирателей».
В самой по себе подготовке к подтасовке выборов в коррумпированной Украине нет ничего удивительного. Безнаказанность организаторов фальсификаций 2004 года подталкивает сегодняшних кандидатов к использованию налаженных схем в 2010-м. Если тогда из сотен дел лишь десятки дошли до суда, то чего ожидать сейчас? Другой вопрос – насколько такие действия исказят результаты голосования?
Председатель Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко уверяет, что СБУ все держит под контролем. Но если на четыре сельских района приходится один сотрудник, непонятно, каким образом это удается.
Участвующие в подготовке к выборам милиционеры и прокуроры показывают удивительное единство мнений. Если руководство в Киеве имеет фаворитов, а министр внутренних дел Юрий Луценко даже участвует в агитационных турах в областях, то в районах центральные рекомендации – не обязательно указание к действиям. Местные правоохранители заключают своеобразные пакты о ненападении: «Ваш кандидат выиграет – мы вас поддержим, наш – вы нас».
"Дело Лозинского" показало, насколько хорошо могут ладить межу собой начальник милиции, прокурор и глава суда в пределах отдельно взятого района. Координация усилий позволяет любому из этой тройки выйти безнаказанным. Реальная власть на местах сегодня в их руках – и никто не знает, сколько таких районов в Украине и будут ли их «князья» бороться с фальсификациями.