Соответствующий проект закона внесен народным депутатом от БЮТ Валерием Писаренко.
Законопроектом предусматривается, что гражданин лично подает жалобу в участковую или окружную избирательную комиссию или орган ведения Государственного реестра избирателей относительно неточностей, допущенных в списке избирателей.
Жалоба может быть подана не позже, чем за четыре дня до дня голосования, и рассматривается безотлагательно, но не позже, чем за три дня до дня голосования.
Жалоба, поданная после указанных сроков, не рассматривается. Действующая редакция закона предусматривает, что жалоба может быть подана не позже, чем за час до окончания голосования.
Кроме того, законопроектом предусматривается, что исковое заявление об уточнении списка избирателей может быть подано в суд в порядке и сроки, установленные Кодексом административного судопроизводства Украины.
В случае необходимости суд при рассмотрении жалобы может обратиться к соответствующему органу ведения Государственного реестра избирателей с запросом относительно уточнения сведений об избирателе. Избирательная комиссия, которая выявила неточности в предварительных списках избирателей, принимает решение об обращении по этому поводу в соответствующие органы ведения Государственного реестра избирателей относительно уточнения сведений в предварительном списке избирателей. Такое решение может быть принято и направлено в орган ведения Государственного реестра избирателей не позже, чем за три дня до дня выборов.
Предусматривается также исключить положения действующего закона, согласно которым изменения в уточненный список избирателей на обычном избирательном участке вносятся на основании решения участковой избирательной комиссии.
Также предлагается внести изменения в статью относительно порядка организации голосования за пределами помещения для голосования. Законопроектом предусмотрено, что избиратель, который по состоянию здоровья не может прибыть в помещение для голосования обычного избирательного участка, где он включен в список избирателей, а также избиратель, который включен в список избирателей на специальном избирательном участке, образованном в стационарном лечебном заведении, и из-за постельного режима не может прибыть в помещение для голосования, имеет право обратиться с письменным заявлением в участковую избирательную комиссию с просьбой обеспечить ему голосование за пределами помещения для голосования.
К заявлению обязательно прилагается документ, подтверждающий невозможность избирателя прибыть в помещение для голосования (листок нетрудоспособности или медицинская карта амбулаторного (стационарного) больного (заверенная копия или выписка), в которых указан режим, не позволяющий избирателю прибыть в помещение для голосования, справка медико-социальной экспертной комиссии или органа социальной защиты населения, подтверждающая факт постоянной неспособности избирателя передвигаться самостоятельно).
Такое заявление с указанием места пребывания избирателя может быть подано не позже 20.00 последней пятницы перед днем выборов (днем повторного голосования).
Заявление избирателя о желании голосовать за пределами помещения для голосования регистрируется участковой избирательной комиссией в отдельном журнале, где отмечаются день и время его поступления, фамилия, имя, отчество и местожительство (место пребывания) избирателя.
На основании заявлений и приложенных к ним документов, подтверждающих невозможность избирателя прибыть в помещение для голосования, указанных в части первой этой статьи, участковая избирательная комиссия в канун дня выборов (дня повторного голосования) по окончании срока подачи таких заявлений делает выписку из списка избирателей по форме, установленной ЦИК.
При этом в списке избирателей в графе ”подпись избирателя” секретарь участковой избирательной комиссии делает запись ”голосует по месту пребывания”. Выписка из списка избирателей, по которой организовывалось голосование избирателей за пределами помещения для голосования, прилагается к списку избирателей и является его неотъемлемой составной частью. К списку избирателей прилагаются письменные заявления избирателей, на основании которых проводилось это голосование и документы, подтверждающие невозможность избирателя прибыть в помещение для голосования.
Действующим законом не предусмотрена подача документов, удостоверяющих невозможность голосования на избирательных участках.