В первом за долгие годы молчания подробном интервью участник скандального ужина на даче у Сацюка рассказал «Левому берегу» о том, кому действительно была выгодна эпопея с отравлением и кто стоял за ее организацией; как Янукович просил Кучму применить силу против Майдана; как большинство людей в окружении Ющенко не верили, что придут к власти... и вели себя соответственно...
Кстати, с самим Ющенко Смешко до сих пор судится. В день подготовки материала, Окружной админсуд столицы признал противоправным и отменил указ Президента Ющенко о лишении Смешко ранга чрезвычайного и полномочного посла.
"Наша цель - создать в Раде собственную фракцию"
Признаться, мы вас ожидали увидеть в перечне зарегистрированных кандидатов в президенты.
Почему же?
Во-первых, вам надо как-то промотировать свою «Силу и Честь». Во-вторых, кандидатская неприкосновенность вам бы сейчас не помешала. ГПУ, по имеющейся информации, сочинила новую «генеральную» версию отравления президента - «заговор спецслужб». Операция-де была проведена в результате сговора наших спецслужб с российскими. К концу года «закрыть» по этой версии собирались вас, Галаку, снова добивались бы экстрадиции Сацюка.
Если, начиная с 2005 года, я не беспокоился о своей, как вы говорите, неприкосновенности, о чем говорить сейчас? Бояться нужно тем, кто совершал или планирует совершить какие-либо противоправные действия. Я их не совершал. И не планирую. О существовании версии «сговора силовиков» мне ничего не известно. У меня нет оснований не доверять официальной информации ГПУ о ходе следствия. Вот пусть следствие закончат, передадут дело в суд - тогда, возможно, будут комментарии. Более того - они наверняка будут.
Что же касается нашей организации...
Минюст вас долго не регистрировал, верно? Но ведь кандидат вполне может быть и самовыдвиженцем.
Решение о создании организации «Сила и Честь» принималось еще в феврале и с приближением кампании никак не связано. Учредительный съезд провели летом, однако регистрационные документы получили буквально пару дней назад. Хочется верить, проволочку обусловили исключительно бюрократические факторы. «Сила и Честь» объединяет ветеранов всех без исключения правоохранительных органов, спецслужб и силовых структур Украины.
Объединяет для чего?
Мы, возможно, - самые законопослушные граждане в стране, менее всего желавшие до этого вмешиваться в политику. Нельзя сказать, что многие из нас не были вхожими до этого в высшие эшелоны власти. Но, не как профессиональные политики, а как профессиональные службисты, пытавшиеся уберегать политиков от губительных действий и поступков... Однако, мы же видим, что происходит сейчас в стране, как нарушаются все возможные нормы Конституции, распадается правовое поле. В последние пять лет эти деструктивные процессы развиваются ускоренными темпами, что грозит стране катастрофой.
Пенсионеров- «силовиков», ни много, ни мало, более 700 тысяч человек. Огромная армия государственных служащих, которые также давали присягу на службу Родине и многие из которых, по независящим от них причинам, незаконно были уволены со службы только лишь потому, что поменялась власть. Но они ведь служили государству, а не конкретному лицу. Средний возраст- 40-50 лет. То есть, нестарые еще люди, с активной жизненной позицией. У каждого - семьи, дети и они просто не могут спокойно наблюдать за происходящим. Мы вынуждены вмешаться - попытаться начать активно участвовать в общественно-политической жизни.
Что значит «вмешаться»?
В рамках Конституции и законов Украины. Дать возможность новым здоровым силам прийти в органы власти всех уровней: от сельсоветов до Верховной Рады.
Новые здоровые силы - не только бывшие «силовики», конечно. Это - научная и творческая интеллигенция, прогрессивное студенчество, представители среднего и малого бизнеса, молодые региональные элиты и т.д.
То есть ваш приоритет - выборы в местные советы 30 мая?
Да. Целесообразность участия в президентской гонке тоже обсуждалась. Звучали мнения: «Сила и Честь» должна выдвинуть своего кандидата. Но организовались мы, к сожалению, слишком поздно - к началу кампании у нас еще не было достаточно возможностей, ресурсов.
Посему задача на ближайшую перспективу - успешное участие в выборах в местные советы. Дальше - в парламентских, плановых или досрочных. Ну, и главная цель - создание собственной фракции в парламенте.
Для этого вам надо стать партией.
В настоящий момент «Сила и Честь» - общественная организация. Несколько политических партий, однако, уже обратились к нам с предложением о сотрудничестве. Причем обратились по собственной инициативе. Несколько месяцев как ведем с ними переговоры. Рассматриваются различные варианты: например, о дальнейшем существовании нашей организации как общественной с параллельным созданием своей партии - и другие.
«Мы говорим о диктатуре, а это почему-то многих пугает»
Вы - один из немногих, кто, оказавшись не у дел после революции, до сих пор не вернулись во власть. Признайтесь, вас приглашали?
Приглашали, но заниматься политикой ради политики я не хотел и не хочу. Я - кадровый офицер, и мой приход в эту сферу деятельности в стране сегодня - вынужденный. Почему - я объяснил. Главное ведь - не просто участвовать, а с кем участвовать и ради чего.
Неучастие в гонке собственными силами не отменяет необходимости как-то позиционироваться относительно ключевых кандидатов. Кого вы поддержите?
Никого. У нас изначально был простой подход: или мы своего кандидата выдвигаем, или поддерживаем того, кто разделяет наши принципы, программные позиции.
Принципы и программные позиции просты: верховенство Конституции и законов Украины. Правда, вначале мы использовали термин «диктатуры» - Конституции и законов Украины, но он почему-то всех испугал.
О, это вам к Юлии Владимировне прямая дорога!
Между прочим, Юлия Владимировна заговорила о диктатуре закона после того, как это впервые прозвучало на нашем съезде.
Вот как!? Значит, она - 100%-но ваш кандидат.
Нет, мы так не говорим. Это вы по сугубо формальным признакам аналогию провели. Понимаем: в устах людей военных, бывших «силовиков», слово «диктатура» действительно многих может напугать. Поясню. Наша задача - используя свои знания и опыт, защитить Конституцию и законы Украины от авантюристов. Более того, на ближайшие лет десять вообще следует ввести мораторий на любые изменения Конституции. Это уже личная моя точка зрения.
Судите сами: мощные европейские державы уважают и соблюдают традиции своей государственности, принципы прецедентного права, на которых они построены. Великобритания - самая древняя в Европе демократия и конституционная монархия. При том, что писанной Конституции там просто не существует. Ну, а наши политики последние пять лет нечто на подобии канкана на минном поле исполняют. Как будто специально отыскивают то, что разъединяет страну, подрывает правовые основы, а не объединяет, укрепляет ее.
И пеняют при этом на Конституцию! Мол, все беды в стране - от ее несовершенства. Неправда, Конституция у нас замечательная! И полномочий, данных ею Президенту, вполне достаточно для эффективного управления страной. Взять, хотя бы, контроль главы государства над спецслужбами и силовым блоком, возможность назначать в него кадры по своему усмотрению. Одного этого достаточно для того, чтоб Премьер-министр не мог позволить себе игнорировать даже мысли Президента, не говоря о писанных указах. Разберись, изучи и знай. Грамотно управляй и пользуйся уникальными информационными ресурсами и возможностями, данными тебе законом и Конституцией. Будь ответственен и предельно точен с Законом - вот и весь секрет эффективного управления страной, с позиции Президента
По-вашему, все зависит от личности, а не от существующих правил игры?
Если вы всю жизнь на трехколесном велосипеде ездили, а вам вдруг современный «Мерседес» подарили, то, прежде чем заводить мотор, стоит, видимо, инструкцию внимательно почитать, панель управления изучить. Верно?
Если вы не в состоянии эффективно реализовывать свои конституционные полномочия, не Конституция, простите, в этом виновата. В 2005-м - пока Виктор Андреевич обладал колоссальным кредитом доверия людей, имел поддержку парламента, Кабинета министров, требовалось, всего-навсего, принять пакет законов, оптимизирующих переход к принятым в конце 2004 года поправкам к Конституции, уточняющих отдельные ее положения. Просто нужно было выполнить собственные обещания, данные еще в 2003-м в Берлине. Выступая в «Комерц-банке», комментируя инициативы тогдашней власти изменить Конституцию, Виктор Андреевич заявлял: я, мол, полностью поддерживаю идею усиления полномочий премьер-министра, сам был премьером - знаю, о чем говорю. Да, идею я поддерживаю, но чтоб реализовать ее, Конституцию менять-то вовсе необязательно.
Достаточно новой версии закона о КМУ.
Совершенно верно. Но, кроме закона о КМУ в 2005-м еще требовалось принять весь пакет обещанных еще в 2003 году законов: о Президенте, об импичменте Президента, об оппозиции, о судебном устройстве и о местном самоуправлении. Конституцию ведь не меняют по сезону, как перчатки. Просто ее положения надо совершенствовать новыми законами и подзаконными актами, чтоб не было правового искушения их двоякого или неоднозначного толкования. Кто мешал? А в результате годичного бездействия по подготовке страны к вступлению в силу новых поправок к Конституции - новый политический кризис, роспуск Верховной Рады с нарушением действующей Конституции. Плюс потеря драгоценного времени на внутренние разборки и бардак в высших эшелонах власти. Вместо концентрации на реальных стратегических проблемах нашей внешней и внутренней политики.
Вернемся к вопросу о том, кого вы сейчас поддержите. То, что не поддержите Ющенко - это я уже поняла.
Официально - никого. Мы сами не успели до начала выборов полностью развернуть нашу организацию и выдвинуть своего кандидата. Наша стратегия - это постепенный приход в органы представительской власти в стране, начиная от поселковых Советов - до Верховной Рады Украины. Мы не авантюристы и понимаем, что авторитет и доверие зарабатывается конкретными делами, а не пустыми, сиюминутными обещаниями. Да, и ни у кого из ключевых претендентов мы пока не видим серьезной четкой программы, выполнение которой позволило б объединить страну вскоре, после победы на выборах. В 2004-м была та же проблема: противостояние кандидатов, представляющих только половину страны, а не общенациональных лидеров.
«Пискун прислал мне по почте две гривны - возмещение морального ущерба»
Победитель всегда представляет интересы лишь определенной части - не всего общества. Так происходит на любых выборах, в любой стране - наличие недовольных неизбежно. Раз уж заговорили о 2004-м... Бытовало мнение, Кучма только вначале поддерживал Януковича, чем ближе к выборам - тем больше он благоволил Ющенко, но от публично занятой позиции отступить уже не мог. Именно поэтому не решился применить против Майдана силу, на чем настаивал Янукович. Вы не раз подчеркивали: провалом «силового сценария» мы обязаны Кучме. Ну, и самим силовикам, понятно. Как думаете, какую роль силовые структуры сыграют на этих выборах?
Если ситуация 2004-го сейчас повторится - сильно сомневаюсь, что страна ее переживет.
А она может повториться?
Надеюсь, нет. У нас мудрый народ - быстро учится. Вряд ли люди вновь поверят красивым словам - выйдут на улицу... С другой стороны, прежних силовых структур уже не существует. Сегодня в руководстве этого блока нет людей, которые, получая сомнительный приказ, вспоминают не то, к какой партии они принадлежат, благодаря какому политику должность получили, а то, что они, прежде всего, - кадровые офицеры.
В 2004-м, после первого тура, я собрал своих замов, всех ближайших соратников и сказал: у нас с вами сейчас есть два варианта. Первый - подать в отставку. Тогда, конечно, мы сохраним лицо, спасем погоны, но для страны это может закончиться гражданской войной. Второй - остаться на месте. Попробовать заблокировать любые попытки из двух противостоящих лагерей довести страну до кровавого конфликта. Понимая при этом, что нас в таком случае после выборов проклянут и победители, и побежденные. Так оно и получилось. Мы все как один остались. Хотя прекрасно понимали: конец президентских выборов - конец нашей карьеры, более того - начало политически мотивированных преследований.
Вы, в отличие от Сацюка, не эмигрировали. Хоть вас тоже активно выживали.
Да, правда, выживали. Вы же помните мое противостояние с генеральным прокурором Пискуном. Суд доказал: все заявления Пискуна, меня компрометирующие, абсолютно несостоятельны. Более того, суд обязал его извиниться. Что и было сделано, правда - устами уже нового генерального прокурора, Медведько: официально, на пресс-конференции. А сам Пискун заплатил символическую компенсацию морального ущерба - две гривны.
Лично в руки передал?
Зачем же? По почте перечислил. Эти две гривны у меня до сих пор в офисе лежат...
Но мотивы ложных обвинений Пискуна того времени мне были вполне понятны - попытка психологического давления на меня и семью. Направленная на то, чтобы принудить меня выехать из страны.
Почти сразу после освобождения с должности одна из зарубежных академий пригласила меня на несколько лет поработать там в качестве visiting professor. Высшее руководство страны об этом, конечно, знало. Если б уехал тогда вместе с семьей, людям бы сказали: сбежал. В итоге я отказался и остался в Украине. Два месяца провел в судах с иском к действующему генпрокурору Украины. Выиграл оба судебных иска в двух инстанциях.
За следующие пять лет, более семи месяцев (если суммировать только официальные повестки) провел на допросах в ГПУ - по сфабрикованным политическим делам. Все они потом, конечно, рассыпались. Либо были закрыты за отсутствием события или состава преступления.
По делу об отравлении вас когда последний раз допрашивали?
Несколько месяцев назад, по-моему. Понимаете, дело об отравлении - лишь маленькая частичка... Те же сфабрикованные дела, о которых я говорил выше, должны же были сначала «демонизировать» лично меня, как личность. Подготовить общественное мнение к заключительному аккорду возможного «политического триллера».
Кстати, с Сацюком вы общались после того, как он уехал?
Без комментариев. Но ваш вопрос понимаю. В Украине все говорили: я его защищаю, отбеливаю. Вспомните, какие формальные претензии ему выдвигались? В том, что он как зампред СБУ украл собственную зарплату... Но это же бред. Он не являлся подозреваемым или обвиняемым по делу об отравлении Ющенко, но ярлыки на него, тем не менее, еще до совершения необходимых процессуальных действий вешались. На протяжении 2005-го подобными «обвинениями» разрушалась репутация сотен людей. Вот, я привел собственный пример.
«Ющенко не хотел даже пойти сдать анализы, а его окружение вело себя очень агрессивно»
«Ющенко стал заложником собственной фразы: "Власть - убийца"» - ваши слова. Вы стояли у истоков расследования. Скажите, что с делом сегодня: оно расследуется, затягивается, заминается?
По существу ответить на вопрос, не нарушив закона, не могу, поэтому прокомментирую так...
Действительно, из уст кандидата в президенты в адрес действующей власти прозвучало страшное обвинение. Сразу после выступления Ющенко в Раде - в ходе которого он это сказал - я собрал своих замов. Мы должны были начинать расследование. Но как его начинать, если ни экспертизы, ни анализов, ни задокументированного факта самого отравления нет? А все ближайшее окружение пострадавшего, да и сам он, пользуются иммунитетом, из-за чего их привлечение к следственным действиям весьма проблематично. На быстрый результат, понятно, не рассчитывали. Я сказал своим: давайте начинать исходя из того, что мы верим кандидату в президенты.
18 сентября 2004 года Ющенко вернулся в Украину. 21 сентября на заседании Верховной Рады он сказал: "Убийца - это власть"
А сейчас, после всего, вы ему верите?
(После паузы) Сложный вопрос. Разрешите на него не отвечать. Единственное скажу: нет ничего тайного, что не стало бы рано или поздно явным.
...Так вот, насчет расследования. Когда, где и чем отравили кандидата, мы не знали. Для установления данных фактов требовалось проводить экспертизы, сдавать анализы. Причем делать это очень быстро. Тогда каждая секунда была на вес золота. Однако сам Виктор Андреевич, да и окружение его, как я уже говорил, вели себя довольно странно. В СМИ регулярно появлялись заявления: дескать, органы бездействуют, тянут время, препятствуют прояснению случившегося. Тогда как содействия прояснению не оказывалось никакого. Даже в элементарном - пойти сдать анализы. Ну, а позиция окружения Виктора Андреевича была не просто неконструктивной, зачастую - агрессивной. Особенно - в Вене.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Во второй части читайте:
- кому в окружении Ющенко было выгодно его отравление и дестабилизация в стране;
- почему Кучму шокировало отравление;
- как Янукович просил Кучму силой разогнать Майдан;
- какая могила изображена на картине, подаренной Ющенко Смешко в ноябре 2004-го.