Новости о рецессии мировой экономики больше не будут служить оправданием украинским чиновникам. Почти во всем мире промышленность сегодня быстро восстанавливается, доказывая не только неспособность украинских властей справиться с домашним кризисом, но и то, что у нашего кризиса иные корни. Обвал мировых финансовых и сырьевых рынков стал лишь катализатором роста давно зревших проблем украинской экономики.
По итогам августа объем промышленного производства в Индии вырос на 10,4% относительно аналогичного периода предыдущего года. В Еврозоне этот показатель скромнее, но также фиксирует рост в августе на 0,9% к июлю 2009-го. Темпы промышленного роста в Китае увеличились в июле-августе до 11,6% год к году против 8,1% во втором квартале и 5,1% - в первом. За июль-август 2009-го промышленный рост составил: в США - 3% к среднемесячному уровню второго квартала, то есть 12% годовых, в Японии - 29% ко второму кварталу, а это значит, что если такие темпы сохранятся и дальше, промышленность страны вырастет за год вдвое.
В Украине все гораздо хуже. В августе, по данным Госкомстата, темпы падения промышленного производства составили 23,3% к августу прошлого года и 0,9% к июлю текущего. В сентябре показатели были не намного лучше: рост по сравнению с августом на 1,9%, но падение по сравнению с сентябрем прошлого года - на 18,4%. В целом за январь-сентябрь тепы роста промышленности упали на 28,4% к аналогичному периоду 2008-го. Рекордсмены: машиностроение - падение с начала года к январю-августу прошлого - 53,4%, металлургия - 36,9%, деревообрабатывающая промышленность - 32%, химия - 30,6%.
Заводы и фабрики могут служить неплохим индикатором состояния экономики. Промышленность, как правило, острее, чем экономика в целом, реагирует на циклическое падение, но и быстрее восстанавливается. Вот только в Украине причин для ее восстановления нет.
Действенные меры
Страны с гораздо более сильной чем у Украины экономикой начали активно противодействовать кризису еще летом 2008 года. США вошли в 2009-й с Антикризисным планом почти на $800 млрд. Антикризисный план президента Барака Обамы предусматривал федеральное финансирование общественных работ, таких как ремонт и расширение автострад, строительство мостов, новых школьных и других зданий, помощь автомобильным корпорациям, сокращение налогов для большинства американцев - по $400 на каждого налогоплательщика. Еще $50 млрд. отводилось для помощи домовладельцам, взявшим ипотечные кредиты. Но о национализации проблемных банков в нем речи не было.
Лидеры правящих партий Германии решили выделить на борьбу с кризисом в 2009-м и 2010 годах ?50 млрд. из государственного бюджета. Львиная доля средств - ?18 млрд. - пойдет на инвестиционные инфраструктурные проекты: ремонт и модернизацию детских садов, школ и высших учебных заведений, строительство дорог, развитие сети скоростного Интернета. Кроме того, жителям Германии снижают объем налогов и социальных отчислений. Все эти меры рассчитаны на повышение внутреннего спроса. Правительство надеется, что, имея больше денег в кошельках, немцы отнесут их в магазины, а изготовители товаров будут расширять или, по крайней мере, не снижать производство, чтобы удовлетворить повышенный потребительский спрос.
Хоть это и кажется странным, но наиболее схожие с украинскими проблемы будоражили экономику Японии. По данным Министерства финансов этой страны, в феврале 2009 года было зафиксировано падение экспортных показателей на 49,4% по сравнению с тем же периодом 2008-го. И в первую очередь снизился спрос на высокотехнологичные товары и автомобили. Именно поэтому японское правительство считает целесообразным отказаться от высокотехнологичной продукции и переориентироваться на производство дешевых товаров и услуг, пользующихся спросом на внутреннем и международном рынке в условиях глобального экономического спада.
Кроме того, в 2009 финансовом году правительство Японии проводило и собственную антикризисную программу стимулирования экономики, на которую было затрачено более $140 млрд. Уже в апреле-июне впервые с начала 2008 года в Японии вырос и уровень личного потребления, на которое приходится почти 60% ВВП. Он увеличился на 0,8% по сравнению с предыдущим кварталом. Это связывают с мерами правительства, в частности, со снижением налогов на автомобили с низким уровнем загрязнения окружающей среды, а также с государственными дотациями при приобретении электротоваров нового поколения и цифровых телевизоров с плоским экраном.
Много денег и ничего
А что же в Украине? Украинские власти катастрофически опаздывают с принятием антикризисных решений. Более того, их судорожные и малоэффективные действия по стабилизации экономики только доказывают полное отсутствие у политиков представления об истинных причинах возникновения кризиса в стране, адекватной оценки ситуации и плана дальнейшего развития событий.
Власти не хотят разбираться с фундаментальными причинами происходящего, полагая, что решить все проблемы можно вбрасыванием в экономику все новых и новых денег. $16,8 млрд. от Международного валютного фонда - это и есть главная антикризисная программа Украины.
А есть ли эффект от этих денег? Эффекта нет, потому что полученные из-за границы средства тратятся на поддержку отнюдь не предприятий - кредитными ресурсами, а банков, якобы страдающих от недостатка ликвидностей. Вот уже больше года кредиты остаются недоступными не только для населения, но и для компаний.
Так и не разобравшись, кого нужно поддерживать: отечественного производителя или конкуренцию, свободный рынок и приток инвестиций, власти по-своему понимают защиту бизнеса. Для правительства это льготы металлургам, еще в начале года продававшим внутри страны свою продукцию на 25-30% дороже, чем на мировых рынках, декларируемая поддержка никому не нужного отсталого авиастроения и убыточных шахт, а также высокие экспортные пошлины.
Во всем мире финансирование государством строительства тех же дорог в кризисный период считается эффективнейшей мерой противодействия кризису. И если в некоторых развитых странах это сегодня не используется, то только потому, что все дороги приличного качества там уже построены. В Украине же «Укравтодор» если и требует увеличить финансирование, то только чтобы расплатиться с долгами прошлых лет, а никак не для строительства автобанов и магистралей.
Возможно, в этом или следующем году украинский бизнес начал бы восстанавливаться от кризиса даже без поддержки правительства - но ему помешает реальное увеличение налоговой нагрузки. Наверное, так власти захотели продлить «удовольствие» от кризиса? Как иначе воспринимать предложение правительства ужесточить упрощенную систему налогообложения, усиливающийся террор налоговой и таможни, а также постоянный рост акцизов на спиртное, сигареты и бензин?
Чуда не будет
При таких условиях для реанимации украинской экономики нужно чудо. Самым простым его проявлением может стать рост сырьевых рынков. По крайней мере, на это надеется правительство и исходя из этого оно рисует бюджет 2010 года. «Восстановление экономического роста в лидирующих странах мира, которое началось в середине года, будет благоприятствовать повышению спроса на украинскую экспортную продукцию... это будет способствовать росту ВВП в Украине в 2010 году на 3,7%», - это строки из пояснительной записки правительства к бюджету следующего года
Но надежды чиновников на сырьевую экономику пока не оправдываются. Конъюнктура мировых рынков стали и удобрений по-прежнему не позволяет надеяться на прежние заработки украинских металлургических и химических предприятий. А компании, ориентированные на внутренний рынок, задавлены налогами и таможенными сборами.
Впрочем, правительственные чиновники убеждены в обратном, вот как они представляют себе работу украинских предприятий в пояснениях к бюджету следующего года: «Отечественные предприятия с целью повышения конкурентоспособности собственной продукции, расширения присутствия на внешнем и внутреннем рынках значительно увеличат инвестиционную деятельность, направляя средства на обновления основных фондов, техническую и технологическую модернизацию производства и внедрение энергосберегающих технологий. Этому будут способствовать действия правительства, нацеленные на улучшение инвестиционного климата... Еще одним фактором увеличения объемов производства станет возобновления процессов детенизации экономики...». О реальных способах достижения этих целей, естественно, ни слова.
Чтобы наполнить бюджет, властям хватает своих фантастических ожиданий, поэтому бизнесу вряд ли стоит надеяться на кардинальные улучшения условий работы. Впрочем, как показывает последнее исследование Ernst & Young и Европейской бизнес-ассоциации, он давно перестал этого ожидать. Украинские предприниматели адаптируются к экономической ситуации в стране, свыкаясь с кризисом и неспособностью власти справиться с ним. Единственное опасение у бизнеса вызывают валютные риски. Курс гривны в экономике страны пока является единственным показателем, на который могут влиять чиновники и, к сожалению, только исходя из своих политических амбиций.