ГлавнаяЭкономикаДержава

Окно невозможностей. Станет ли 2018-й год поворотным для украинской экономики?

В течение 2014-2015 годов украинская экономика потеряла свыше 17% ВВП и значительную часть территорий. А в 2016-м еще и часть промышленных предприятий. Медленный, но уверенный рост порядка 2% ВВП был оправдан лишь в 2016-м – глубиной предыдущего падения можно было оправдать что угодно. Но 2017-й многими воспринимался как шанс для восстановления экономики. Тем ни менее мы сохранили темп роста в 2,5%, испортили отношения с МВФ, увеличили присутствие государства в экономике и отложили на неопределенный срок ключевые реформы. И как бы ни назвал Кабмин Госбюджет 2018 года, уже понятно, что годом развития ему не стать. Вероятность того, что нынешняя макроэкономическая стабилизация превратится в стагнацию – очень высока. Политики уже готовятся к выборам, что резко увеличит количество принимаемых популистических решений и "заморозит" непопулярные реформы. В результате выполнение программы МВФ и отношения с фондом будут под угрозой, а это прямой путь к очередному дефолту.

Фото: НБУ

Удивительно, но внешнеэкономическая ситуация при этом Украине благоволит: мировая экономика растет, цены на сырьевых рынках тоже, увеличивая доходы наших экспортеров. Экономики наших основных торговых партнеров тоже увеличиваются, и будут сохранять положительную динамику. По оценкам НБУ, цены на сталь в Европе достигли самых высоких уровней с сентября 2014 года. Стоимость железной руды в начале 2017 достигла высокого уровня, однако к концу года постепенно снизилась.

В 2018 году же ожидается снижение цен на сталь и железную руду. То есть, экспортные показатели могут ухудшиться. Возможно, уменьшение валютных поступлений удастся компенсировать за счет повышения стоимости продовольствия, обусловленного низким урожаем в мире в текущем маркетинговом году. Так или иначе, ситуация стабилизировалась и экономика восстанавливается. Правда, очень неравномерно.

В отличие от строительства и торговли, промышленность за год практически не восстановилась. Спрос на товары, который долгое время сдерживал экономический рост, несмотря на повышение зарплат ощутимо не вырос, т.к. инфляция "съедала" все надбавки к зарплатам. Для ее контроля НБУ начал снова повышать учетную ставку, возвращаясь к жесткой монетарной политике. Обратной стороной медали является недоступность кредитования, которое и ранее восстанавливалось очень медленно и в основном в розничном сегменте. На этом фоне потенциальный "предвыборный" рост социальных выплат, различные повышения спецпенсий и прочих выплат, уже анонсированные министерством социальной политики - это дополнительный риск. Объем расходов в Гостбюджете 2018 года существенно превышает ожидания экспертов и не всегда соответствует прогнозам бюджетных доходов.

Вероятность того, что в преддверии выборов правительство решится на земельную реформу или "разморозит" приватизацию крайне малы. Земля - это принципиальный вопрос для огромной части электората и не один политик в Украине сделал карьеру на "земельной" теме и "защите интересов простых селян". Но в сохранении моратория заинтересованы не только популисты, но и лоббисты. В парламенте полсотни депутатов, в основном из БПП, представляют крупный аграрный бизнес, который заинтересован в моратории и сохранении арендных отношений с собственниками паев. Лишать союзников прибыли в разгар избирательной кампании никто не рискнет. Аналогичные опасения касаются приватизации, ведь каждое принадлежащее государству предприятие - это не потенциальная, а реальная кормушка для действующих чиновников и к ним приближенным.

Фото: president.gov.ua

Второй макроэкономический риск ближайших лет - прекращение сотрудничества с МВФ. Отсутствие финансовой поддержки от международных институтов значительно усложнит рефинансирование свыше 20 млрд долл. США суверенного и гарантированного государством долга в 2018 - 2020 годах. Только в 2018-м нам необходимо привлечь порядка 7 млрд долл. Минфин уже заявлял о планах выпуска облигаций на 2 млрд, но остальные 5 без поддержки МВФ получить не удастся. Впрочем, успех привлечения средств на внешних рынках страной, вылетевшей из программы фонда, тоже маловероятен. По мнению многих экспертов, Украине стоит начать переговоры о запуске новой программы сотрудничества с МВФ еще до завершения текущей в 2019 году. Новая программа позволит не только рефинансировать имеющиеся долги на более благоприятных условиях, но и ускорить темп реформ. Но реализовать этот сценарий, наращивая социальные затраты государства и отказываясь от выполнения взятых на себя обязательств, не получится. Как, впрочем, не получится продолжить экономические реформы, без реформирования судебной и правоохранительной систем.

Платежеспособность реального сектора, пусть медленно, но восстанавливается. Компании большинства отраслей увеличивают операционную прибыль и нормализуют благодаря этому долговую нагрузку. Предприятия уже получают достаточную прибыль, чтобы вовремя обслуживать кредиты. Их финансовое состояние уже не стоит на пути возобновлению кредитования. В то же время критерии оценки платежеспособности заемщиков стали жестче: теперь банки требуют от заемщиков полностью раскрывать их структуру собственности, подавать качественную финансовую отчетность и ликвидные залоги.

Ключевое препятствие для развития кредитования в среднесрочной перспективе - несовершенство процедур взыскания залога в случае невыполнения должником его обязательств.

Без реформирования механизмов взыскания залога надеяться на доступность кредитных средств не стоит. Мы все были свидетелями того, как одиозные владельцы ликвидированных банков посредством судов выводили из обеспечения ликвидные залоги, оставляя государство с носом. Юридический риск в Украине остается неизменно высоким. Права кредиторов слабо защищены на уровне как законодательства, так и практики его применения. В парламенте регулярно регистрируют новые законопроекты, которые могут существенно ухудшить условия деятельности банков.

Не менее актуален вопрос защиты прав для инвесторов, потенциально желающих зайти на украинский рынок. К сожалению, практика показывает, что благодаря коррумпированным судам любая инвестиция в Украине может быть чрезвычайно рисковой. Но сопротивление власти этим, ключевым для страны, реформам - очевидно, и в предвыборный год никто на Печерске не откажется от контролируемых судов и управляемого правоохранительного аппарата. А значит в ближайшие два года нынешняя «макростабилизация» - это объективный максимум на который может рассчитывать украинская экономика.

Ульяна Яхно, журналист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram