ГлавнаяЭкономикаДержава

Хоть чучелом, хоть тушкой. Сможет ли новый закон решить проблемы приватизации

Парламент в первом чтении принял проект закона о приватизации госимущества, который должен сдвинуть процесс с мертвой точки. Проект писался под руководством ЕБРР и Baker&McKenzie, готовили его в ФГИУ и Минэкономики. Основной, если не единственный его плюс в том, что сейчас приватизация регулируется несколькими нормативными актами, а будет управляться одним. Это точно упростит процессы, связанные с приватизацией, но решит ли это главную проблему – нежелание государства расставаться с собственностью?

Фото: ТСН

Мы же помним, что неуспехи приватизации в 2015-м оправдывали нормой о предварительной продаже на бирже 5-10% акций. Но лучше не стало даже после того, как эту норму отменили.

В действительности весь 2016 год приватизация, пусть точечно, но подгонялась под международные стандарты. Был введен предварительный аудит объектов, международный арбитраж для решения споров, персональные консультации для потенциальных инвесторов.

Параллельно с классическими аукционами, запустили «голландские», в надежде, что это решит проблему продажи неликвидных объектов. Но на 120 голландских аукционах продали аж 19 объектов. Что же нового предлагает принятый в первом чтении проект? Во-первых, в очередной раз упрощает процедуры приватизации объектов государственной собственности и сокращает сроки ее проведения. Устанавливается новая упрощенная классификация объектов приватизации, их предлагают делить на малые и большие, а круг объектов, которые могут подлежать приватизации, существенно расширить. В частности, к объектам госсобственности, подлежащим приватизации, относиться будут все объекты, приватизация которых прямо не запрещена законом.

Действительно, в последние годы министерства и ведомства систематически игнорировали требования ФГИУ, передавали ему на баланс предприятия очень медленно, при этом каждый год исключали из списков объектов, подлежащих приватизации какие-то особо дорогие очередному чиновнику активы. МинАПК, например, в прошлом году из подлежащих приватизации 37 объектов не передало ФГИУ ни один, зато 25 из «приватизационного» списка исключило, вернув под крыло государства. И предложенная новация будет революционной, если сможет эти процессы остановить. Перечень объектов большой приватизации будет определяться в порядке, утвержденном КМУ, по представлению ФГИУ и утверждается правительством. Но каким будет порядок и что в итоге утвердит Кабмин пока загадка.

Фото: espreso.tv

Во-вторых, проектом закона устанавливается четкий порядок приватизации и требования к формированию и утверждению перечней объектов. Впрочем, тут ничего неожиданного - инициировать приватизацию смогут органы приватизации или уполномоченные управляющие (министерства, ведомства или местные органы самоуправления). Куда интереснее ситуация обстоит с процедурой отказа о включении объекта в приватизационные списки. По идее с принятием закона подобные решения будут приниматься лишь в исключительных случаях.

В-третьих, проектом предусмотрено, что дела о банкротстве государственных предприятий-должников, которые решено выставить на приватизацию, не возбуждаются до ее завершения. И в случае успешной продажи объекта новому собственнику, не могут быть инициированы в течение следующего года с момента приватизации (конечно, если причина банкротства не изменилась).

Начатые производство по делам о банкротстве подлежащих приватизации предприятий будет прекращено. За исключением тех случаев, когда предприятие ликвидируется по решению собственника.

Все крупные продажи будут осуществляться на аукционах разных видов - с условиями, без условий, со снижением стартовой цены, по методу изучения ценовых предложений, выкупа и проч. А продажи объектов малой приватизации - на электронных аукционах. Проект устанавливается требования к проведению аукционов объектов малой и большой приватизации, но, как правило, главная проблема не в условиях или типе аукциона, а в отсутствии конкуренции или покупателя как такового. И конечно создание специальной аукционной комиссии, которая будет разрабатывать условия продаж, не лишнее, но сути проблемы это не изменит.

На 1 октября 2017 от приватизации государственного имущества в общий фонд государственного бюджета перечислено 3,3 млрд грн. До 17,1 млрд грн, вписанных в Государственный бюджет в этом году очень далеко. Всего в 2017 году, согласно плану графику, предлагалось продать 258 объектов, в том числе 104 объекта вместе с земельными участками. За I полугодие 2017 было продано 83 государственных объекта и 244 коммунальных. Прошлогодние показатели хуже, государственных за полгода продали - 63, коммунальных - 137. Впрочем, и результат нынешнего года не радует, если обратить внимание не на количество объектов, а на их качество.

Ивано-Франковской локомотиворемонтный завод
Фото: galka.if.ua
Ивано-Франковской локомотиворемонтный завод

С продажей пакетов акций ситуация также сложная. За I полугодие 2017 объявлено 12 конкурсов по продаже акций, в том числе 5 повторно. В итоге покупатели нашлись лишь на семь пакетов. В августе ситуация несколько улучшилась, состоялась продажа 99,5% акций ЗАО «Ивано-Франковской локомотиворемонтный завод» (группа Г) за 33,9 млн грн. А по итогам торгов на фондовых биржах в том же месяце было продано семь пакетов акций объектов группы В и общая стоимость проданных пакетов по заключенным контрактам составила 3 млрд грн. Но уже в следующем месяце процессы вновь затормозились. В течение сентября 2017 Фонд государственного имущества пытался продать 15 пакетов акций общей номинальной стоимостью 98,8 млн грн, а по итогам торгов нашелся покупатель только для 100% пакет акций ОАО «Гайворонский тепловодоремонтный завод» (группа В), купив его за 10,6 млн грн.

Очевидно, что проблема не в законодательном поле, а в отсутствии спроса. С одной стороны инвесторы не уверенны, что хотят рискнуть и купить актив в Украине, а с другой - им не предлагают ничего интересного. Объекты малой приватизации в большинстве своем в очень плохом состоянии, введены в эксплуатацию минимум 50 лет назад и на данный момент не функционируют. Как правило, большую ценность для покупателя составляет земля, на которой они стоят. Но даже тут ажиотажа нет, потому что вместе с землей как правило, нужно купить еще и задолженности предприятия. А тут уже что перевесит – дисконт на землю, или долговые обязательства. Некоторые объекты выставляются на торги по 200 - 400 раз и в итоге продаются за копейки, лишь бы ушли.

Новый законопроект предлагает все упростить и ускорить, если на торги подается один участник, ФГИУ может продать ему объект по стартовой стоимости. С учетом того, что на повторный аукцион объекты выставляются с дисконтом в 25%, а на третий уже с 50% скидкой. На четвертом аукционе нужные покупатели смогут забирать желаемое за бесценок.

Но есть одно но: объекты приватизации будут продаваться без земельных участков. А это сразу сокращает круг тех немногих, кто хочет что-то купить у страны.

Авторы проекта утверждают, что сделано это якобы с целью повышения инвестиционной привлекательности. Но в реальности найти инвестора, который захочет купить, например, склад, без земли под складом, сложно. ФГИУ просто решил себе упростить жизнь, переложив всю возню с переоформлением земли на покупателей. Насколько это повышает инвестиционную привлекательность, с учетом того, что процесс переоформления может затянуться на годы, судите сами.

Фото: ukrspirt.com

Для того чтобы приватизация была действительно успешной, к ней надо готовить предприятия, которые могут заинтересовать инвесторов, а эти процессы не законами регулируются а доброй волей министерств и ведомств, которые этими объектами управляют. Это не вопрос приглашенных советников, новых условий проведения аукционов или внесение изменений в законодательство. По планам МВФ к середине 2017 года все украинские госпредприятия должны были быть или приватизированы, или ликвидированы. По планам ФГИУ мы уже давно должны были распрощаться с ОПЗ, всеми облэнерго, «Центрэнерго» и в данный момент продавать «Укрспирт». И, к сожалению, не проблемы в законодательстве помешали правительству осуществить эти планы. Наоборот, многочисленные и растянутые на годы внесения изменений в законы представляются отличным способом затягивания приватизации со стороны властей. Будем надеяться, что когда законопроект будет принят окончательно, все положения утверждены, инструкции написаны, списки составлены, комиссии созданы, а независимые консультанты найдены, приватизация все-таки начнется, а ее темпы и результаты убедят нас в обратном.

Ульяна Яхно, журналист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram