Экономическую политику Украины нужно срочно менять. Все проблемы и неурядицы в экономике Украины в последние полтора года правительство нашей страны предпочитает списывать на проблемы на внешних рынках и ухудшение внешней конъюнктуры – на сталь, химическую продукцию, и т.д.
Но есть множество доказательств того, что это – не так. Нынешний глубокий кризис в экономике Украины – в большей степени результат некачественной политики собственного правительства, чем ситуации на экспортных рынках.
Причем, есть много сомнений как внутри Украины, так и за ее пределами, в том, что нынешний состав Кабинета министров в принципе способен не допустить в Украине затяжную экономическую депрессию и финансовую дестабилизацию в государстве. А значит, состав правительства нужно менять – и чем быстрее, тем лучше.
Признаки недоверия
Это не просто слова, для недоверия к политике действующей украинской власти есть много причин. Во-первых, ситуация с инвестициям в основной капитал, то есть оборудование, модернизацию, производство. Они начали сокращаться еще с середины 2012 года, а во втором квартале 2013-го сократились уже на 20%. Бизнес не ощущает себя в безопасности, и потому не спешит модернизировать и расширять производство. Но экономика, в которую не инвестируют, не может расти: если предприятия не модернизируют, они не могут конкурировать на рынках. Отсутствие инвестиций означает стагнацию, замораживание зарплат и рост безработицы.
Во-вторых, отток внешних инвестиций. В нынешнем году впервые за много лет зафиксирован отток прямых иностранных инвестиций из Украины. Только в течение сентября и октября иностранные инвесторы вывели из ее экономики $142 млн. Причина – усталость от коррупции и продажной судебной системы. Такого не было даже во время мирового кризиса 2008 года.
В-третьих, снижение международными рейтинговыми агентствами кредитного рейтинга Украины в иностранной и национальной валюте – до преддефолтного уровня, да еще и с негативным прогнозом по нему. Среди главных причин для снижения – «отсутствие стратегии правительства по обеспечению валютного финансирования».
Четвертый признак – чрезвычайно высокая доходность украинских государственных облигаций и облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), то есть стоимость привлечения для Украины заемных ресурсов. Причина – очень дорогая страховка инвесторов от дефолта украинского суверена. Пятилетний CDS (кредитно-дефолтный своп, то есть такая страховка) для Украины – одна из самых высоких в мире, и в последние несколько месяцев колеблется в диапазоне 800-1000 пунктов.
Пятый признак – высокие девальвационные ожидания населения и бизнеса, что создает напряжение на валютном рынке. По оценке инвестиционной компании ICU, соотношение объемов торгов по покупке и продаже валюты на межбанковском валютном рынке к среднедневному обороту внешней торговли сейчас выше, чем во время кризисного 2008 года. Удерживать ситуацию на валютном рынке под контролем удается лишь благодаря значительной разнице между депозитными ставками в национальной и иностранной валюте – около 10 процентных пунктов. Но это делает намного дороже стоимость фондирования для банков – а значит, и стоимость кредитных ресурсов, делая их недоступными для большинства бизнеса и населения.
В чем причины такого недоверия? Накопленные за последние годы дисбалансы в экономике.
Можно привести, по меньшей мере, пять явных примеров таких дисбалансов и «слабостей».
- Значительный двойной дефицит - дефицит бюджета и дефицит внешней торговли. Дефицит бюджета Украины начал вновь расти с 2012 года. С учетом Пенсионного фонда, в прошлом году он за год увеличился в 1,6 раза, - до 62 млрд грн, или до 4,5% ВВП. Если же считать с учетом дефицита НАК «Нафтогаз», то и вовсе до 5,5% ВВП. В то же время дефицит текущего счета платежного баланса вырос в 1,4 раза, достигнув рекордных $14,3 млрд (8,1% ВВП). Это больше, чем до обвала гривны в 2008 году. И, при сохранении нынешней политики правительства и НБУ, эти показатели не уменьшатся ни в 2013, ни в последующих годах.
- Стремительный рост государственного долга. Прежде всего – займов в иностранной валюте на внутреннем рынке с коротким сроком возврата (особенно - с возможностью предъявить долг к погашению в любой момент).
- Сильная зависимость украинской экономики от внешних рынков и сырьевая направленность украинского экспорта (а значит, и его высокая уязвимость) при том, что перспективы восстановления мировой экономики и международной торговли не дают поводов для оптимизма.
- Коррупция, незащищенность прав собственности, несправедливая судебная система, давление со стороны государственных органов власти и налоговое давление. Все это – серьезные помехи для развития инвестиций, бизнеса и экономики. И результатом этих помех стала потеря внутреннего потенциала экономического роста Украины в будущем.
- Низкая способность Национального банка Украины (НБУ) удерживать стабильность на валютном рынке. Причина – низкий уровень валютных резервов. Всего за два года золотовалютный запас Украины сократился ровно вдвое. На конец ноября он составлял $19 млрд – минимум за последние семь лет. То есть Нацбанк за два года безосновательно потратил объем резервов, накопленный Украиной за предыдущие пять лет. Нынешний уровень валютных резервов покрывает лишь немногим более двух месяцев импорта будущего периода. И это притом, что минимально безопасным для экономики считается уровень в три месяца покрытия импорта. А если для оценки потребности Украины в валютных резервах использовать методику МВФ, то, по оценкам аналитиков одного из коммерческих банков, они должны быть выше на $14-24 млрд (в зависимости от режима валютного курса - плавающего или фиксированного).
Недееспособное правительство
Почему в нынешней ситуации виновато именно правительство Украины, а не проблемы за рубежом? Потому что оно могло значительно снизить масштаб описанных выше проблем, но не сделало этого.
К примеру, премьер и президент так и не провели структурных реформ, обещанных в президентском Плане реформ 2010 года. К примеру, план обещал провести повышение тарифов на газ, электроэнергию и коммунальные услуги – чтобы оздоровить финансово украинский коммунальный сектор; обещал внедрить в Украине гибкую монетарную и валютную политику; провести бюджетную реформу - в том числе, внедрить среднесрочное планирование, и т.д.
Цели и задачи этих реформ год за годом выхолащивались, Кабмин упустил благоприятный для реформ период с 2010 по 1 полугодие 2012 года, когда экономика росла на 4-5% после падения почти на 15% в 2009 году, а до следующих выборов было еще далеко.
В итоге, за все годы практически ничего не было сделано для повышения конкурентоспособности экономики Украины. Как не было сделано ничего, чтобы преодолеть коррупцию, улучшить инвестиционный климат и условия для ведения бизнеса, оздоровить финансовое состояние и повысить прозрачность работы госмонополий - НАК "Нафтогаз", "Укрзалізниці" и т.д..
Причем все невыполненное властью все равно нужно обязательно делать, но теперь в условиях полуторагодичной рецессии и приближения президентских выборов
Еще одна недоработка действующего правительства – то, что государственный бюджет так и не стал инструментом развития и подъема экономического роста в Украине. Госсредства используются часто неэффективно и так, что возникают обоснованные подозрения в коррупции и злоупотреблениях при их использовании. В Украине выросло налоговое давление, компании вынуждены платить налоги авансом, иногда - на несколько лет вперед.
Наконец, в Украине нет четких макроэкономических прогнозов на средне- и долгосрочную перспективу, которые бы вызывали доверие бизнеса, инвесторов и населения. Провозглашенные Кабмином макроэкономические цели и прогнозы (по росту ВВП, доходам и дефициту бюджета и т.д.) год за годом нереалистичны. И вместо того, чтобы давать основу для долгосрочных планов, наоборот, порождают неуверенность в будущем экономики страны, высокие девальвационные и инфляционные ожидания, недоверие к способности правительства удержать в дальнейшем финансовую стабильность.
Рука Москвы
Между тем, в ближайшее время перед Украиной стоят большие экономические угрозы и риски.
Это в том числе и значительные выплаты правительством и НБУ по обязательствам в иностранной валюте. В 2014 году запланированные выплаты по валютному долгу составят около $9,5 млрд, не считая накопленного долга "Нафтогаза" в размере $2 млрд за импортированной осенью 2013 года газ. В 2015-2016 нужно будет погасить еще $12 млрд. Общий объем расходов государства на возврат и обслуживание долгов в 2014 году, по оценкам Dragon Capital, составит около 9% ВВП.
Кроме того, Украина накопила значительный объем валютных обязательств правительства с правом немедленного выкупа - около $1,5 млрд.
Еще один риск для Украины – слабый рост мировой экономики в следующие 2-3 года в целом и экономик стран-основных торговых партнеров. Это значит, что на серьезное улучшение конъюнктуры для украинского экспорта на внешних рынках рассчитывать также не приходится. Кроме того, стоимость внешних заимствований для развивающихся стран, к которым относится и Украина, по-прежнему будет высокой. И в случае нашей страны, дополнительным фактором этой дороговизны будет отсутствие программы сотрудничества с МВФ.
Государственный бюджет в 2014 году с большой долей вероятности может попасть в фискальную ловушку – то есть рост доходов бюджета будет идти с определенным лагом к возобновлению темпов восстановления номинального ВВП.
В последнее время серьезно усилилась способность России давить финансово на нашу страну
Наконец, в последнее время серьезно усилилась способность России давить финансово на нашу страну. Задолженность Киева за импортированный газ - $2 млрд; Украине и ее предприятиям предоставлены большие объемы российских кредитов, в том числе с правом их немедленного выкупа. Кредиторы – «дочки» российских государственных банков, которые являются механизмом влияния в руках российского руководства. Стоит помнить и о традиционном рычаге влияния России на Украину в виде поставок газа.
Все это создает большие соблазны и возможности для власти России дестабилизировать экономическую ситуацию в Украине.
Недавние соглашения с Россией ненадолго улучшат краткосрочную внешнюю ликвидность Украины, но не решит всех проблем.
Что могло бы решить? Среди быстрых методов:
- Возобновление программы кредитования МВФ. Она бы помогла восстановить к Украине доверие инвесторов, и обеспечила бы страну большим и недорогим (2-3% в год) займом, что помогло бы избежать обвала валюты и банковского кризиса – причем без каких-либо политических уступок со стороны Украины.
- Подписание Договора об ассоциации с ЕС и установление жесткого контроля за выполнением договоренностей.
- Рост качественных государственных инвестиций – прежде всего в качественные дороги, что могло бы стимулировать экономический рост.
- Монетарная и валютно-курсовая гибкость, при одновременном оздоровлением банковской системы
Но главное – это шаги, которые помогут экономике в среднесрочном периоде, и без которых дальше двигаться просто нельзя:
- Решительная борьба с коррупцией всех органах власти – так, как это было сделано в Грузии.
- Реформа судебной системы.
- Переход на адресную социальную помощь и пересмотр структуры расходов бюджета, так, чтобы они использовались наиболее эффективно.
- Снижение налогового давления, в первую очередь - за счет снижения налогов на зарплатный фонд. После восстановления экономического роста, это поможет увеличить поступления в бюджет и снизить его дефицит.
- Реформа коммунального сектора, с тем, чтобы повысить его энергоэффективность и снизить потребление природного газа – после того, как ситуация в госбюджете стабилизируется.
Но за предыдущие четыре года у власти нынешнее правительство показало: ему не хватает смелости на кардинальный ремонт экономики Украины, - только на легкую «косметику». Оно и дальше, вместо проведения крайне важных реформ, будет искать деньги за рубежом – в России, Китае, богатых арабских странах. А значит, с этим составом правительства Украине дальше просто не по пути. А новый состав Кабмина должен быть сформирован из людей, готовых к кардинальной смене экономической политики и проведению болезненных, но важных реформ.
Выражаю благодарность за помощь в подготовке материала руководителю аналитического подразделения группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Александру Вальчишену, главному экономисту инвестиционной компании Dragon Capital Елене Белан и журналисту Дарье Марчак.