ГлавнаяЭкономикаБізнес

Эксперты рассказали, чем обернется рост акцизов на бензин

Рынок захлестнет "бодяга", вырастут цены на все товары, а Азарова могут уволить.

Эксперты рассказали, чем обернется рост акцизов на бензин

Предложенное Минфином увеличение акциза на бензин и дизтопливо в два раза приведет к наполнению рынка некачественным топливом и всплеску инфляции. А роста доходов бюджета, за счет которого в правительстве собрались ремонтировать дороги, не будет.

Об этом рассказали эксперты на пресс-конференции.

Сергей Куюн, директор "Консалтинговой группы А-95": "Никакого эффекта для бюджета от повышения налогов не будет. Чем больше налогов, тем быстрее будет развиваться теневой рынок нефтепродуктов. И если кто-то и заработает на этом, то отнюдь не бюджет. А цены возрастут пропорционально повышению налогов. Для бензина это порядка 2 гривен за литр, для дизтоплива - 50 копеек, для сжиженного газа - 20 копеек. Есть очень простая формула для бензина: один евро акциз - это одна копейка на литре. То есть если акциз вырастет на 200 евро - это 200 копеек".

Валентин Землянский, независимый эксперт по вопросам энергетики: "Есть предел покупательной способности. Мы можем сколько угодно говорить о необходимости повышения акцизов из-за несоответствия их в Украине европейским, но давайте тогда сравнивать и покупательную способность. Например, во Франции цена - 1,5 евро за литр при средней зарплате 2000 евро. В Украине средняя зарплата колеблется в районе 3000 грн. Если мы сравняем акциз украинский с европейским, то получим... отток потребителей, которые откажутся покупать на заправках качественный бензин и перейдут на "бодягу".

Дмитрий Марунич, директор Института энергетических исследований: "Мы знаем пример Болгарии, где резкое увеличение цен на электроэнергию привело к отставке правительства. Не хотелось бы прогнозировать столь радикальные последствия, но на фоне ведущихся разговоров о повышении цен на ЖКХ рост акцизов на бензин может быть каплей к тому, что в стране сменится правительство. Я верю, что в том виде, в котором законопроект есть сейчас, он принят не будет. С нынешним составом Верховной Рады это нереально. Но главным залогом того, что законопроект не будет принят - это приближающиеся президентские выборы. Никто не пойдет на столь значительное повышение тарифов. Налицо имеем прощупывание общественного мнения и властных элит, как они к этому отнесутся".

Александр Сиренко, эксперт консалтинговой компании UPECO : "Как только этот законопроект проходит все инстанции - сразу вырастет розничная цена на нефтепродукты. И сразу откроется другая проблема: "бодяга". Чем выше цена, тем интереснее заниматься на этом рынке фальсификациями. Ты нефтетрейдер, ты купил бензин, смешал его с добавками и продаешь как 95-ый бензин. Операторы, которые работают по-белому, будут иметь цену в 15 грн, и у тебя 15 грн. Да, у тебя пять из десяти машин после выезда с заправки стали - ну и что? В Украине за последние три года никто в госорганах не контролирует качество бензина".

Игорь Жданов, президент аналитического центра "Открытая политика": "Нам предлагают в два раза повысить акцизы на топливо. С этим есть несколько проблем. Во-первых, инфляционная. Поскольку топливо и топливная составляющая есть в каждом продукте, который производится, то есть это детонатор, который при внедрении потянет за собой цены на все товары и услуги на товары - 3-4% по самым скромным подсчетам. Во-вторых, цена вырастет на 1,5-2 грн. А что, качество топлива повысится и сравняется с европейским? Я думаю, как было неудовлетворительное качество, так и останется. Извините, но перед тем, как повышать цены до европейским, нужно обеспечить европейские зарплаты".

Напомним, по подсчетам аналитиков, Украина занимает четвертое место с конца по ценам на бензин среди 32 стран Европы. Дешевле, чем в Украине, он продается только в странах Таможенного союза. Но при этом по покупательной способности Украина также находится в числе европейских аутсайдеров. Так, на среднюю зарплату (с вычетом налогов и соцвыплат) в Украине можно приобрести 229,7 литра бензина. Более низкий показатель лишь в Болгарии - 198,2 литра. Для сравнения, в Люксембурге на зарплату можно приобрести более 2100 литров топлива, в России - 770 литров.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram