ГлавнаяЭкономикаБізнес

Ольшанский: "С мобильным интернетом всё плохо. Это связано с политикой государства"

Украинский интернет без Александра Ольшанского представить сложно. В 90-х этот бизнесмен торговал компьютерами, а уже в 99-м — доступом к интернету. Сегодня Ольшанский владеет холдингом Internet Invest Group, куда входит с десяток компаний (регистрация сайтов, реклама и продвижение в интернете, хранение информации и т.д.).

24 апреля в Киеве в пятый раз пройдет встреча интернет-деятелей iForum, которую основал Ольшанский с друзьями. Из года в год форум разрастается. В прошлом году на встречу пришли 5576 человек. В этом ждут уже семь тысяч. LB.ua традиционно поддерживает это мероприятие.

Фото: Макс Левин

"Хочешь успеха в интернете — размести что-то бесплатно"

- В прошлых интервью вы говорили, что деньги украинского интернета в основном - в рекламе. Может, теперь стали активнее продавать контент?

- В обозримом будущем контент будет монетизироваться через рекламу. Интернет сам по себе построен по косвенной экономической модели. Когда, грубо говоря, за все в конечном итоге платит рекламодатель.

- Но певцы упорно пытаются свои треки продавать, в том числе и через iTunes.

- Не вспомню уже, чья цитата: "Спрос на бесплатные услуги всегда превышает спрос на дешевые" (смеется). Вот закон интернета. Если хочешь достичь успеха — размести что-то бесплатно. Google дает нам бесплатно поиск и почту, а зарабатывает на рекламе.

- На прошлой неделе появилась новость, что интернет подорожает. Якобы повысится стоимость услуг сети обмена траффиком UA-IX и из-за этого вырастут счета за интернет?

- В общей стоимости за интернет плата за обмен траффиком составляет какие-то десятые доли процента. Потому даже если цена на услуги UA-IX повысится, то провайдеры цену не поднимут. В расчете на одного потребителя это может быть полкопейки.

Вообще же это решение было принято в нарушение устава "Интернет Ассоциации Украины" (ИнАУ), которая управляет украинской сетью обмена траффиком и куда входят провайдеры. Есть процедурные нарушения. Есть в этом и нарушение логики. Зачем поднимать цену там, где денег предостаточно, где и так бюджет профицитный? Кстати, сам бюджет до сих пор членам ИнАУ не разослан, хотя на съезде мы за это голосовали еще месяц назад.

- По сравнению с другими странами мира у нас интернет дороже или дешевле?

- Сильно дешевле, чем в других странах. Платежеспособный спрос меньше, очень сильная конкуренция.

"Раньше бизнесмены рассматривали сайты как что-то побочное. А теперь это основа бизнеса"

- Но это только если мы говорим о широкополосном доступе. С мобильным интернетом у нас все плохо.

- С мобильным всё плохо, да. Это связано с политикой государства в этой области. Это всегда так. В Индии, например, решили, что государство рынок мобильной связи регулировать не будет. Поскольку мобильная связь - это некая роскошь. Зато государство решило регулировать рынок электроэнергии, которая необходима всем. Через десять лет все индусы ходят с одним или двумя мобильными телефонами, но при этом у 40% населения нет электричества. То, что считалось роскошью, конкуренция выдавила в массовый сегмент и заставило подешеветь. А то, что регулировалось государством, оказалось недоступно 40% населения.

Фото: Макс Левин

- У нас же сейчас государство хочет...

- Государство не должно вообще принимать этих решений, в принципе. Ни у кого нет достаточного объёма информации, чтобы принимать правильные решения относительно новых технологий. Частные компании действуют не только исходя из доступных знаний, а ещё исходя из рисков. Т.е. кто-то решил рискнуть и выиграл, а кто-то проиграл. Не всегда можно оценить заранее результат. Но когда государство говорит, что принимает решение, это решение всегда будет неправильным потому что закрывает бизнесу возможность рискнуть и опробовать другой путь.

Когда есть ограниченный ресурс чего-то, возникает желание этот ресурс в явном или не явном виде продать и на этом заработать. Вот что происходит с частотами и лицензиями для мобильного интернета.

Наши мобильные абоненты оплачивают не только саму цену связи, но и последствия регулирования этого рынка. Если тарифы на мобильный интернет завышены, то это следствие того, что была выдана одна лицензия на 3G одной компании. Выдайте пять лицензий и завтра цена упадёт в десять раз.

- И скорости будут другие, а в привязке к этому будут развиваться другие бизнесы. Кстати, как за последний год изменился украинский интернет? Возможно, появились какие-то новые интересные проекты, которых не было еще год назад.

- Сильно вырос рынок электронной коммерции. Еще в прошлом году такого не было. Теперь мы на iForum делаем отдельный поток по интернет-коммерции. Условно говоря, раньше бизнесмены рассматривали сайты как что-то побочное. А теперь это основа бизнеса. Теперь на конференциях люди встают и называют свой сайт, а не говорят о своих услугах.

- Знаю, что ритейлеры озабочены тем, что покупатели уходят в Сеть.

- Если дамы закроют уши, то скажу прямо: ритейлеры озабочены тем, что им п***ц.

- Владелец Comfy Станислав Ронис говорил, что они ищут новый формат, где были бы и традиционные магазины, и интернет. “Мобилочка” начала через интернет торговать...

- Comfy — один из удачливых ритейлеров в онлайне, они успешны. «Мобилочка» - один из самых быстрорастущих, из крупных неплохо дела еще у «Алло» и «Фокстрот». Не могу сказать, что у остальных как-то очень хорошо.

Фото: Макс Левин

- Если бы не наши почты-таможни, многие бы покупали товары в США на том же eBay...

- Интернет вообще очень сильно глобализирует рынок. Т.е. вы когда выходите в интернет, начинаете работать в условиях глобальной конкуренции, а не локальной. Это даёт возможность нашим предпринимателям тоже претендовать на кусочек этого глобального рынка, на кусочек этих денег. Украинцы могут бороться за рынок интернет-услуг, потому что у нас дешевая рабочая сила, но при этом высококвалифицированная. Население экономически активное.

Это видно хотя бы по нашим "заробитчанам", которые поехали в другие страны. Они оказались очень конкурентоспособны: и работают, и не бухают. Тоже самое тут, только работа удаленная.

- Но есть языковой барьер.

- Ну это же не ракетостроение, это всего лишь языки. В той же Португалии миллионы украинцев. В Португалии всего 14 миллионов населения. Из них 2,5 миллиона — украинцы. Вот он — рынок. Там уже в магазинах говорят на украинской мове. Нормальные такие португальцы вышли из украинцев, всему научились. И другие научатся, ничего страшного в этом нет. Хотя я бы предпочел, чтобы люди стремились в Украины, на не из нее, и португальцы учили бы украинскую мову здесь. Но это уже совсем другая история. Кстати, в этом году на iForum будет англоязычная секция. Без переводчиков. Если затея пройдет, в следующем году продолжим.

"Для Украины iForum - это большое предприятие, оно гигантское"

- Англоязычная секция - это естественно, если iForum и в самом деле претендует на звание самого большого форума в Восточной Европе.

- Насколько знаю, в Восточной Европе ничего такого масштаба больше нет. Есть в США, есть в России сопоставимая по масштабам конференция — у них тысяч десять посетителей, у нас семь. Но давайте не мериться тысячами. Для Украины это большое предприятие, оно гигантское. Есть у нас и английские, и российские спикеры. И аудитория на 80% украинская, а на 20% - иностранная. Из украинцев примерно две трети - это Киев, остальные — регионы.

- Раз конференция популярная, то и цены выросли?

Цены такие же: заранее можно купить за 300 грн, а перед самой конференцией — за 600 грн. Есть скидки на групповые билеты. Мне кажется, что 300 грн — небольшая цена за конференцию, которая длится целый день. Во всяком случае дешевле сделать нельзя, потому что надо платить и за аренду, и за оборудование и много еще за что. Это проект бесприбыльный, это не ради денег. Оргкомитет - совершенно открытая организация, придите, поработайте, посмотрите что сколько стоит. Одна "голая" аренда — уже 500 тысяч. Я всегда за то, чтобы люди зарабатывали. Но этот форум, уж так сложилось, не ради денег.

Фото: Макс Левин

- Какие отличия будут по сравнению с прошлым годом?

- Об английской секции я уже сказал. Еще исчез поток по социальным сетям. Не потому что они утратили значение. Наоборот, они настолько проникли во все сферы интернет-бизнеса, что о них говорят во всех потоках. Ожидаем большого наплыва желающих на поток о мобильной индустрии. Это быстрорастущее направление, там есть деньги. Опять же там есть что экспортировать на запад. По играм тоже будет секция.

"Украина уже профукала тот момент, когда надо было развивать платежные системы"

- На одной из пресс-конференций "Киевстар" рассказывал о бурном росте мобильного бизнеса в Африке. Якобы там и козу можно купить при помощи мобильного телефона...

- В Нигерии, наверное. Но это не столько мобильного бизнеса касается, сколько платежных систем. Там при помощи телефона можно и бутылку пива купить, и такси оплатить.

- Почему у нас таких технологий нет?

- У нас с платежами все плохо. Украина зажала технологию в тиски, и в результате мы свои технологии не развиваем, а пользуемся чужими. В итоге будем платить PayPal или "Яндекс.Деньгам".

- Там в гривнах платить нельзя.

- Ну нельзя, и что. Через какое-то время будет можно. С точки зрения электронной коммерции эта проблема будет решена рано или поздно, придут иностранные компании. А вот с точки зрения развития своего финансового рынка Украина уже профукала тот момент, когда надо было развивать платежные системы. Где-то в прошлом году была пройдена точка невозврата. Всё. Больших украинских платежных систем не будет никогда.

- Но ведь есть же две зарегистрированные украинские системы?

- Ну это же детский сад. Точно также мы упустили IP-телефонию. Больших украинских компаний IP-телефонии уже не будет никогда. Это последствия госрегулирования в двухтысячных. Эта деятельность была настолько зарегулирована, а частично даже криминализирована, что сегодня в стране просто нет компаний и нужного количества инженерных, технических специалистов и так далее. Тоже самое и с платежными системами: последние десять лет они фактически не развиваются. Украина проигрывает, а скорее уже проиграла в глобальной конкуренции на этом поле.

Фото: Макс Левин

- В обозримом будущем вряд ли что-то изменится с госрегулированием в нашей стране.

- Я думаю, что изменится. Только изменения эти уже украинским компаниям пользы не принесут. Они пойдут на пользу иностранным компаниям, услугами которых мы и будем в итоге пользоваться.

"Где будут работать ваши дети?"

- Что вы думаете об атаках на интернет-бизнес? "Фринет" недавно обыскивали, до того - "Розетку", другие компании.

- Ищут там, где есть деньги.

- Какой-то выход есть из этой ситуации? С провайдером, понятно, далеко не уйдешь. Но остальные могли бы сервера переносить в другие страны?

Есть разные выходы. (Улыбается, - LB) Можно принять вторую поправку к Конституции. Разрешить всем неограниченно покупать, хранить и использовать оружие с целью органы порядка. Вот один из выходов.

- Кто-то недавно говорил, что из этой ситуации есть два выхода: "Борисполь" и "Жуляны"...

- И это выход, но не для всех. И это плохой выход. Когда я сталкиваюсь с неразумными действиями тех же государственных чиновников, задаю простой вопрос: где будут работать ваши дети? Если так себя вести, то детям работать будет негде. Они будут работать дворниками, мусорщиками. Я ничего против этих профессий не имею. Но вряд ли это мечта родителя.

В сельском хозяйстве, чтобы обрабатывать землю, нужно образование, технологии. Что уже говорить об интернет-бизнесе. Эти компании не "пилят" бюджет, они создают новое. И если по отношению к ним себя так вести, то скоро детям некуда будет устроиться на работу.

"Есть 300 страниц законов о защите авторских прав, но там ничего нет о потребителях"

- Но "Фринет" обвиняли в "пиратстве". Благое вроде бы дело — борьба за авторские права? Вот и США нас вносят в разные списки... Или для чиновников это был только повод?

- Проблема авторских прав в Украине плохо урегулирована. Я не поддерживаю "пиратство" как таковое. Но украинское правительство должно заботиться прежде всего о благополучии украинских граждан, а не о благополучии американцев. Если бы наше правительство заняло взвешенную позицию, то оно бы выдвинуло условия: мы поборем "пиратство", но вы, пожалуйста, в 30 раз (а это соответствует разнице в покупательной способности граждан США и Украины) снизьте цены на свои продукты на внутриукраинском рынке. Тогда бы я сказал, что украинское правительство борется за интересы украинских граждан.

А сейчас это выглядит таким образом, что Украина борется за интересы американских граждан. Вот вы лично согласны, чтобы у нас в стране не было «пиратства», но в обмен за это придётся свыкнуться с мыслью, что ваши дети не получат хорошего образования, не будут иметь доступ к культурным ценностям развитых стран и, соответственно, будут слабо конкурентноспособны в этом глобальном мире? Потому что это только кажется, что фильмы и мультики не важны. Они важны, потому что, если вы в детстве не имели доступа к этим культурным ценностям, то вы потом не сможете в этом контексте работать и зарабатывать деньги. Если выбирать между интересами американских корпораций и будущем ваших детей, то совсем не факт, что вы поддержите такую борьбу с «пиратством». С точки зрения государства должна быть позиция разумного торга.

"Пиратство" - это плохо. Но плохо брать с украинцев такую же плату, как и с американцев, которые получают по $100-200 тысяч в год. Нужен диалог, потому что сейчас проигрывают обе стороны.

Еще одна проблема: права потребителей интеллектуальных услуг никак не защищены. Есть 300 страниц законов о защите авторских прав, но там ничего нет о потребителях. Чтобы люди могли в образовательных целях получать программы дешево или бесплатно. Чтобы могли программу вернуть, продать, обменять. В лицензиях к программам пишут, что вы покупаете ее "как есть". Производитель никакой ответственности не несет. Если она вам не понравилась, если вы ее хотите перепродать... этого "низзя". Если бы вам предложили на таких условиях машину купить, вы бы ее купили?

Фото: Макс Левин

- Но во всем мире так программы и работают?

- Это заблуждение. Не во всех странах и не в таком объеме могут правообладатели писать такие лицензии. Часто правительства требуют уступок в образовательной сфере, в других сферах. Это могут быть уступки и в ценовой плоскости. Это предмет торга. А у нас эту дискуссию превратили в дорогу с односторонним движением.

"Я не вижу в интернете ни панацеи, ни какой-то самостоятельной политической силы"

- Раз уж мы заговорили на общественно-политические темы, давайте такой вопрос. Оппозиция грозит власти "киевской весной" по аналогии с "арабской весной". Какую роль в этом играет интернет?

- Не дай нам Бог повторить "арабскую весну", учитывая, чем она там обернулась... Что до технологий, то их роль сильно преувеличена.

- То есть не так важно, "Искра" у вас или Twitter?

- Вот именно. У Ленина особо людей-то и не было. Человек 700 их было. Но этого хватило на всю большую Российскую Империю. Тысяча человек — это очень много, если они готовы бороться. Но я не сторонник революций. Потому что, к сожалению, плодами революций обычно пользуются совсем другие люди. С другой стороны, есть условия, когда революции не избежать. Это как котел. Если мы закрыли все клапаны и продолжаем его греть, то исход очевиден. Вы можете не знать, когда это точно случится, но исход понятен.

- В последнее время политики стали больше обращать внимания на интернет. Даже, говорят, Виктор Федорович завел аккаунт в Twitter.

- Меня это радует.

- Хотя там наверняка пресс-службы ведут эти странички.

- Не у всех. На прошлом iForum был Виктор Викторович, так он свой аккаунт наверняка ведет сам. Это очевидно по записям. Это хороший знак. Вообще, возможность сократить дистанцию между политиком и избирателем — это хорошо.

- А превратить эту интернетизацию политики в систему влияния на процессы в стране реально? Говорят об "электронном правительстве"...

- То, что называют "электронным правительством" - это просто получение неких админуслуг в удаленном режиме. Это легко сделать, но, как говорил академик Глушков, если автоматизировать хаос, то получится автоматический хаос. (советский математик, кибернетик Виктор Глушков, под чьим руководством была разработана первая ЭВМ "МИР-1"; основатель Института кибернетики НАН Украины, - LB.ua).

Сама по себе технология не решит проблем, которые возникают по вине людей. Программами все равно управляют люди. Поэтому я не вижу в интернете ни панацеи, ни какой-то самостоятельной политической силы. Это все равно что у вас есть листовки на заборах или "цыганская почта".

"Маразм — объявлять технологию носителем хороших или плохих свойств"

- Какие ожидания от будущего интернета? Много говорили об интернете вещей, например? Google показывает машины на автопилоте, очки с добавленной реальностью. Но, кажется, все это есть на Западе, а у нас вместо "умных дорог" - дырявые дороги.

- Будет все и у нас. Интернет вещей — это вообще самая ожидаемая технология. "Свадьба" интернета и автомобиля. У нас это медленно опять же из-за государства. Мне тут сказали, что СБУ запрещает ввозить Google-очки, так как это шпионская технология. Сразу вспомнил, как в Советском Союзе запрещали ввозить телеобъективы к фотоаппаратам. Это все в тот же ряд, что и электронные деньги, IP-телефония. Это маразм — объявлять технологию носителем хороших или плохих свойств. Молоток не может быть плохим или хорошим. Один забивает им гвозди, а другой бьет по голове. Но сам по себе молоток как инструмент ни в чем не виноват. Технологии не создают проблем и не решают проблем. Поэтому надо не технологии регулировать, а их использование. Контроль над распространением информации (а технологии — это тоже информация) обречен. Собственно, святая инквизиция уже боролась (книгопечатание) — само ее появление было реакцией на новые технологии. И что? Это нельзя остановить. Надо приспосабливаться к новым реалиям, а не вводить запреты.

На видео: как работают очки от Google

- Например, 3D-принтеры скоро начнут печатать оружие и властям придется что-то с этим делать.

- А уже наверняка печатают где-то. Приходите на iForum, там будут люди, которые вам расскажут о принтерах. Самое интересное — это даже не оружие. Самое интересное, когда 3D-принтеры печатают... 3D-принтеры (смеется). Вот это круто. Вот это и есть революция. Это же мечта человечества — создать самовоспроизводящуюся машину. Это прообраз. Мы знаем воспроизводящиеся машины в биологической плоскости, но они возможны и в технической. Есть такое движение за открытые всем технологии, они распространяют схемы для печати на 3D-принтерах. Ты берешь такой принтер, печатаешь на нем себе другой принтер. Вносишь необходимые усовершенствования, выкладываешь схему в интернет. И так принтеры эволюционируют. Почти как у Станислава Лема мы получаем такую "непобедимую" механическую эволюцию. Это реальная и очень серьезная штука. Гораздо более серьезная, чем люди могут себе представить. Вот на форуме будет сканер, вас могут отсканировать и на 3D-принтере напечатать вашу маленькую копию.

- В будущем это изменит весь мир товаров. То есть мы будем покупать не товары, а схемы их печати в принтерах?

- Конечно. Уже сейчас Nokia выложила в интернет файлы для печати панелей к своим последним телефонам. Их уже не производят на заводе, их печатают в принтерах. И каждый, у кого есть принтер может напечатать себе индивидуальный чехол. И это наше будущее, конечно.

Андрій ЯніцькийАндрій Яніцький, журналіст, редактор
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram