Масштабные изменения на железной дороге затеял вице-премьер-министр, министр инфраструктуры Борис Колесников. "Через пять лет мы полностью откажемся от старых поездов", - сказал он журналистам в пятницу.
Импровизированная пресс-конференция проходила внутри Hyundai на скорости 140-160 км/ч. Журналисты перегородили дорогу министру, не давая ему пройти в свой вагон. В итоге общение затянулось на несколько часов. Остальное время пресса тщательно изучала корейское "чудо техники". Впечатления от поездки и пояснения министра - ниже.
Скорость
Обычный ночной №191 идет из Киева во Львов почти 8 часов, а экспресс №169 справляется с дорогой всего за пять. При этом обычный идет на максимальной скорости 120 км/ч, экспресс - 160 км/ч (скорость высвечивается на мониторе под потолком).
Правда, первый в пути останавливается. Экспресс же следует без остановок. "Укрзализныця" объявила об отмене ночного поезда, что вызвало бурю возмущения. В результате чиновникам пришлось пойти на попятную. На время.
В перспективе все ночные поезда заменят скоростными. Шесть скоростных Hyundai уже доставлены в Украину из Южной Кореи, еще четыре будут ввезены после еврочемпионата по футболу. Всего же Борис Колесников хочет закупить 100-120 экспрессов, чтобы заменить 300 обычных пассажирских составов.
Ночью по железной дороге будут возить в осовном грузы, а днем - пассажиров.
Цены
Стоимость проезда в экспрессах примерно в два-три раза выше, чем в обычных поездах. Если в ночном купейный билет Киев-Львов стоит около 170 грн (теперь их продают еще дороже - по 225 грн), то в экпрессе место во втором классе составит около 305 грн. И это при том, что в обычном поезде ты покупаешь место, где можно выспаться. А в скоростном придется ехать сидя.
Борис Колесников поясняет разницу в билетах тем, что сегодня железная дорога примерно на 70% дотирует пассажирские перевозки. То есть на самом деле проезд в обычных поездах обходится гораздо дороже.
На примере маршрута Киев-Харьков министр выводит расчет стоимости пассажирского билета. Движение одного вагона обходится "Укрзализныце" в 16 тысяч гривен. Это число можно разделить на 54 пассажира плацкартного вагона (296 грн), 36 пассажиров купейного вагона (444 грн). В скоростной Hyundai из девяти вагонов помещается 579 человек - это в среднем по 64 человека (есть вагоны первого и второго классов, а также вагон с буфетом и местами второго класса). То есть усредненная цена места в этом примере для скоростного поезда составляет 250 грн.
Чтобы максимально загрузить вагоны новых поездов, "Укрзализныця" делает 10% скидки по четвергам и субботам, а также в случае покупки билетов "туда и обратно". Также в поездах сохраняются льготы.
Наконец, Борис Колесников предлагает отменить НДС на билеты в экспрессах, за счет чего их стоимость снизится на 16,6%. Сегодня правительство должно было рассматривать этот вопрос. Если парламент и президент поддержат изменения, то цены снизятся уже через две недели.
Комфорт
В пробной поездке с журналистами Wi-Fi не работал (говорят, еще не было договора с поставщиком услуги). Но если беспроводной интернет и в самом деле будет доступен всем пассажирам, это заметно скрасит путь.
Розетки в поезде есть, но во втором классе - только через ряд. Поэтому если вы точно собрались что-то заряжать от сети, запаситесь удлинителем с несколькими гнездами.
Сиденья достаточно удобные - по крайней мере лучше, чем в самолетах, если летишь эконом-классом. Места для ног достаточно даже для высокого человека, есть откидной столик, подставка под стакан, карман для газет и бумаг. Разве что не очень удобная подставка для ног - чтобы на нее опереться всей стопой, нужно неестественно выгнуть ноги. Спинка сиденья откидывается назад, но не очень далеко, градусов на 30. Поэтому принять "полулежачее" положение не получится.
Во втором классе два ряда кресел - по три и по два в ряд. Места разделяют подлокотники (при желании их можно поднять). В первом классе оба ряда состоят из двух кресел.
В первом классе есть выходы для наушников с регулировкой громкости, чтобы лучше слышать фильмы, которые крутят на экранах под потолком. Но дают ли сами наушники или надо использовать свои - неизвестно.
Экраны с фильмами есть и в вагонах второго класса. В пробной поездке без конца крутили рекламу новых поездов (см. ниже).
В третьем вагоне есть буфет с отличной кофе-машиной. Правда, стоит обычный черный кофе тут 9 грн, а не 4,5 грн как в ночном поезде. Журналистов кормили бутербродом с сыром и салатом "Цезарь" с курицей (130 г). В меню такой салат стоит 20 грн. В отличие от обычных поездов, в буфете легально продается пиво (самое дешевое - 12 грн).
Наконец, в экспрессе постоянно действует вакуумный туалет. Правда, корейцы собирали его явно не для украинцев. Само помещение не очень велико, умывальник расположен на уровне ниже пояса, кнопка смыва вообще спрятана где-то на уровне колена. Кран похож на советский - чтобы лилась вода, надо надавить на него снизу-вверх. Так что побриться или почистить зубы в новых экспрессах - задача не из легких. Также в туалете есть сушилка для рук, но в нашем вагоне она почему-то не работала.
В день поездки в интернете появилась информация о том, что скоростной поезд якобы страшно трясет и что в нем шумно. Собственный опыт, однако, этого не подтверждает. Уровень шума гораздо ниже, чем в столичной подземке или обычном поезде. Было несколько моментов, когда поезд немного шатало, но основную часть пути экспресс шел ровно.
Угроза самолетам
Пока ночные поезда еще остаются на маршрутах, пассажиры вряд ли будут массово переходить на экспрессы. Зато скоростные поезда - отличная альтернатива самолетам. Путешествие занимает почти столько же времени (с учетом того, что до аэропорта нужно добраться, зарегистрироваться и т.д.). А по цене выходит даже дешевле. Возможно, именно поэтому на скоростные поезда уже куплено более 10 тысяч билетов. Уже осенью "Укрзализныця" собирается продавать на экспрессы по 10 тысяч билетов каждый день.