ГлавнаяЭкономикаБізнес

Как Исландия восстанавливает экономику через соцсети

Американское издание Mashable пишет о том, как социальные сети помогают Исландии преодолеть кризис. Ниже LB.ua приводит перевод статьи.

Президент Исландии Олафур Рагнар Гримссон
Фото: mashable.com
Президент Исландии Олафур Рагнар Гримссон

Приехав в Исландию на конференцию, посвященную интернет-маркетингу, я оказалась в гостиной президента Исландии, озадаченная тем, насколько гостеприимным он был, и тем, как охотно он рассказывал об использовании социальных сетевых ресурсов и технологий с целью восстановления экономики государства.

Тот факт, что Олафур Рагнар Гримссон (Ólafur Ragnar Grímsson), который управляет страной уже 16 лет и который только что заявил, что собирается вновь участвовать в выборах, приглашает иностранцев к себе домой, совершенно не удивляет, если вы задумаетесь о том, как он руководит государством.

Несомненно, люди в его положении крайне редко открывают двери своего дома перед людьми, с которыми они не знакомы, но именно таков его подход к управлению его крошечным, заснеженным государством посреди Атлантического океана.

"Исландия представляет собой общество, основанное на принципе, что любой человек – друг, пока не доказано обратное, - рассказал мне Гримссон. - К сожалению, большинство стран движется в обратном направлении, считая любого человека потенциальной угрозой. Это довольно опасный путь, поскольку вы до основания разрушаете демократическую природу человеческих контактов. Мы в Исландии относимся к вещам иначе".

Страна сейчас переживает период возрождения после экономического спада в 2008 году. Исландия приняла решения не оказывать финансовую помощь деловым предприятиям, которые отчасти были виновны в развитии кризиса в стране, и разработала новую конституцию для того чтобы двигаться вперед.

Мой маршрут к дому президента пролегал мимо череды красивых белых зданий, расположенных у самой воды за пределами столицы страны Рейкьявика. Таксист заметил, что он однажды встретился с Гримссоном на художественной выставке. Не говоря уже о том, что основатель Nordiac eMarketing Кристиан Хаукссон (Kristján M. Hauksson), руководивший Конференцией по интернет-маркетингу в Рейкьявике в 2012 году, заявил, что прежде он ходил в тот же тренажерный зал, что и президент. (На следующий день Гримссон выступил с речью, задав, таким образом, тон конференции.)

Доступность президента Исландии уникальна точно, так же как и его подход к использованию интернета и новейших технологий в процессе восстановления экономики. В дополнение к причудливому блогу страны на Tumblr (Исландия хочет быть твоим другом), ее аккаунту на Twitter и в Facebook, Исландия прикладывает всевозможные усилия, чтобы рассказать о себе и привлечь туристов.

Фото: mashable.com

В рамках кампании под названием "Вдохновленные Исландией" (Inspired by Iceland) жителей страны призывали организовывать поездки по стране для путешественников. Даже президент принял участие в этой кампании, приглашая туристов к себе домой, где он угощал их блинчиками с взбитыми сливками и вареньем из ревеня.

В целом интернет сыграл огромную роль в жизни современной Исландии. Правительство недавно обратилось с просьбой к своим гражданам оставить свои комментарии и отзывы о новой конституции. И, хотя президент ранее в этом году заявлял, что не собирается вновь баллотироваться на этот пост, он передумал, после того как исландцы собрали тысячи подписей онлайн в попытке сохранить за ним его нынешнюю должность.

Напрашивается вопрос: все это возможно, лишь потому что численность населения страны составляет 300 тысяч человек? И сработает ли мантра "давайте-работать-все-вместе" где-либо еще?

Доступность правительства

"В некотором смысле размер Исландии может все это объяснить,- говорит Гримссон, откидываясь в своем кресле. - Однако в крупных государствах существуют небольшие сообщества, которые могут взять пример Исландии за образец".

Хотя некоторые считают, что доступность президента может нести в себе риск для его безопасности, по его словам, гораздо большую опасность заключает в себе нежелание выстроить с людьми отношения доверия.

"Многие утверждают, что в общении между президентом и гражданами должно быть больше барьеров и что президентов могут даже убить, однако это противоречит тем принципам, согласно которым мы хотим прожить нашу жизнь, - добавляет он. - Когда мы выдаем подростку водительское удостоверение, риск также присутствует, но мы принимаем этот риск и позволяем ему сесть за руль".

Прогрессивные взгляды Исландии на использование новейших технологий впечатляют. По сути, в 2011 году Конституционный совет Исландии разработал новую конституцию вместе с гражданами страны, обратившись к социальным сетям с целью сделать этот процесс прозрачным и дать возможность общественности внести свой вклад.

"После финансового кризиса мы поняли, что это был не просто экономический или финансовый кризис, это также был кризис социальной, политической и судебной сфер, - рассказывает Гримссон. - Если мы хотим, чтобы нация восстановила свои силы и положение в мире, традиционного подхода к экономической и финансовой ситуации будет недостаточно. Нам нужен был иной демократический подход".

Фото: EPA/UPG

Проект конституции был опубликован на сайте, где граждане страны могли оставлять свои комментарии и рекомендации, чтобы при необходимости иметь возможность внести в нее поправки. "Можно воспринимать это как инновацию, если говорить языком новейших технологий, однако это всего лишь современное воплощение старинной исландской традиции", - замечает Гримссон.

После того как на острове обосновались викинги, его жители создали парламент, открытое собрание и открытые суды. Все они основывались на принципе диктатуры закона, а не на принципе главенства исполнительной власти.

"Традиция ведения дел таким образом, чтобы все могли подчиняться и иметь возможность участвовать в принятии решений, является частью нашей древней истории, - рассказывает Гримссон. - Это стало значительной частью национального самоопределения Исландии".

"Поскольку Исландия – малочисленная нация, прозрачность здесь, вероятно, имеет несколько иное значение, чем в более крупных странах, где всем руководит бюрократическое государство, - говорит Гримссон. - В Исландии такого никогда не было. Однако, подобно многим другим странам в настоящее время, мы сталкиваемся со значительной активностью со стороны общества, которая возникла благодаря интернету и социальным сетям".

Могущество интернета

Когда Гримссон объявил о том, что он не будет переизбираться на пост президента в 2012 году – что сделало бы его человеком, который занимает эту должность на протяжении самого продолжительного срока в истории страны – жители Исландии начали собирать подписи онлайн, побуждая его остаться.

"Я решил больше не баллотироваться в президенты, и я полагал, что я могу быть полезным обществу, занимаясь иными делами, - объясняет Гримссон. - Однако многие хотят, чтобы я остался, не желая менять президента во времена неопределенности".

Он согласился вновь баллотироваться при условии, что, как только неопределенность в сфере экономики и в других областях разрешится, он сможет покинуть этот пост до окончания срока.

"Так выходит, что люди могут получать доступ к информации при помощи интернета с гораздо большей скоростью, чем когда-либо прежде", - добавляет Гримссон.

Что касается его планов на предвыборную кампанию, по его словам, он пока только рассматривает различные варианты.

"Существует опасность того, что, если вы слишком увлечетесь новейшими технологиями и общением с людьми посредством интернета, это может уменьшить число личных встреч, - объясняет Гримссон. - Существует также риск того, что технологии станут основной сферой коммуникации, а это также может повлиять на прозрачность и доверие. Я бы не хотел, чтобы это произошло в Исландии".

Вдохновленные Исландией

Исландия активно использует интернет, чтобы привлечь туристов, и, очевидно, это работает. Хаукссон из Nordiac eMarketing утверждает, что число туристов в Исландии увеличилось на 20% в 2011 году. Кампании, несомненно, внесли свой вклад, однако осведомленность общественности об этой стране также увеличилась, когда мир узнал об экономическом кризисе в Исландии и о недавнем извержении вулкана. Кроме того, такие авиакомпании, как EasyJet, выразили свою заинтересованность в полетах в Исландию.

Зарегистрировавшись на InspiredbyIceland.com, туристы могут записываться на бесплатные туры, встречаться с местными жителями и, естественно, даже посетить президента в его доме.

"Участие в этой кампании подтверждает тот принцип, что любой человек – друг, пока не доказано обратное, и что мы все можем работать вместе, чтобы рассказать миру о себе, - утверждает Гримссон. - Эта кампания имела огромный успех, она помогла без особых затрат продвинуть Исландию".

Гримссон отметил, что новейшие технологии оказывают серьезное влияние на политику как в небольших, так и в крупных государствах. "То, что прежде требовало месяцев работы, сейчас делается всего за несколько часов благодаря мобильным телефонам и интернет".

Он также упомянул одну из речей президента Обамы, произнесенную им в Вашингтоне. Удивительно, но люди в Каире, столице Египта, отвергли инициативу Обамы посредством твитов и сообщений еще до того, как он успел закончить свою речь.

"Технологии становятся вставным номером программы во всем, что происходит в мире – они дают людям возможность практически немедленно активно влиять на события", - добавляет Гримссон.

Автор - Саманта Мёрфи

Перевод - ИноСМИ

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram