Казалось бы можно порадоваться – количество игроманов и социальной вред от лудомании (игромании) сократится, оказывается - отнюдь нет. Сделав шаг в перед, народные депутаты решили совершить два огромных прыжка назад, вновь разрешив эксплуатацию игровых автоматов (слот-машин) под видом лотерейных терминалов, причем без каких либо ограничений и специальных налогов, которые действовали до запрета игорного бизнеса усилиями Юлии Тимошенко.
Сделать это позволяет законопроект "О государственных лотереях" № 8652 принятый ВРУ в первом чтении 10 февраля с.г. и назначенный на второе чтение 15 марта. (Заметим, что заседание профильного комитета назначено на 14 марта, т.е. голосование должно пройти на следующий день, обычно это означает, что никаких серьезных изменений в закон вносить не будут).
Более того, если законопроект-предшественник, внесенный весной и проваленный летом прошлого года, предполагал создание государственной игорной монополии, то его нынешняя ипостась выписана так, что создает сверхблагоприятные условия для превращения нынешнего лидера рынка лотерей в монополиста, имеющего исключительное право заниматься игорным "наркобизнесом" ближайшие 12 лет.
На фоне всего вышесказанного как-то особенно по-иезуитски выглядит преамбула законопроекта, декларирующая, что его целью является вовсе не обогащение каких-то конкретных лиц, а обеспечение "социальной направленности лотерей, удовлетворение потребностей государственного бюджета, прав и законных интересов граждан". Также повисает немой вопрос, неужели в Партии Регионов не понимают, что широкое распространение игровых автоматов может быть и выгодно отдельным депутатам, но убийственно для рейтинга партии в целом?
Социальный коллапс
Одной из основных причин запрета Юлией Тимошенко игорного бизнеса в Украине, стала электоральная популярность этого шага, вызванная крайне болезненными социальными последствиями широкого распространения игровых автоматов. Являясь общедоступным и "дешевым" средством "удовлетворения азарта", именно они стали рассадником лудомании или игорной зависимости.
Все замечания экспертов о том, что есть и другой путь - тонкое регулирование: введение минимальной ставки, чтобы отсечь бедных; минимального времени между двумя розыгрышами, чтобы игрок имел возможность выйти из состояния азартного транса, и тому подобное услышаны не были. Бизнес был запрещен полностью, но не прекратил свое существование, а ушел в тень.
Бурное развитие различных "онлайн клубов", интернет- и подпольных казино или например лотереи "Спортпрогноз", подозрительно похожей на букмекерство, на фоне потери госбюджетом доходов в размере 1-3,5 млрд грн, показало, что тотальный запрет был не самой эффективной мерой. Тем не менее, доступность азартных игр резко уменьшилась, что с одной стороны вызвало рост рынка лотерей, а с другой сократило приток "новичков" в ряды лудоманов, проблема ушла из актуальной повестки дня, а БЮТ записал в свой актив победу над "азартом".
Казалось бы лидерам ПР, как антагонистам БЮТ было бы выгодно показать, что Тимошенко ошиблась. Принять законы возвращающие игорный бизнес в легальное поле, но ограничивающие его антисоциальные последствия и наполняющие и без того дырявый бюджет. Однако они решили пойти по другому пути – просто разрешить игорные автоматы под видом лотерейных вендоров, с которыми первые фактически не имеют ничего общего.
Так пункт 9 статьи 1 законопроекта № 8652 определяет, что государственная лотерея может проводиться с использованием электронной системы принятия ставок, которая позволяет заменить лотерейные билеты другим способом фиксации права на получение приза. В свою очередь, пункт 17 той же статьи уточняет, что электронная система принятия ставок, состоит из центральной электронной системы и самих терминалов. И на этом все, никаких других ограничений, уточнений и запретов.
Теперь задаем себе вопрос. Чем, собственно, аппарат с индикацией информации о том, выиграл игрок или проиграл, имеющий генератор случайных чисел и самостоятельно проводящий розыгрыш лотереи или подключенный к центральному серверу, который делает то же самое, отличается от обычного игрового автомата? Фактически ничем, но юридически это будет видео-лотерейный терминал (VLT).
Таким образом, законопроект №8652 позволяет устанавливать по всей стране лотерейные аппараты, внешне не отличимые от "обычных" игровых, которые вместо того, чтобы заменить собой агентов по продаже лотерейных билетов, будут сами или связываясь по Интернету с центральным сервером случайным образом определять выиграл игрок или проиграл. Причем выигрыш, может быть идентифицирован как угодно, например, выпадением «трех вишенок» в одном ряду, в случае же подключения к центральному серверу, можно будет организовать и "Джек пот".
Выпуск подобных устройств уже хорошо налажен на Западе, а практика их эксплуатации копирует ту, с которой мы все уже имели возможность близко познакомиться несколько лет назад, когда "столбики азарта" стояли повсеместно: в гастрономах, универмагах и рядом с метро.
Заметим, что до запрета игорного бизнеса в Украине действовали определенные ограничения относительно того, на каком расстоянии от государственных, образовательных, культурных и медицинских учреждений могут находиться игровые автоматы. Также государство получало весьма солидные средства за каждый игорный автомат в виде платежей за патенты и лицензии. Нынешний же законопроект ничего из этого не предусматривает.
С таким законом бизнес на "лотерейных слот-машинах" обречен стать суперприбыльным. Игорная индустрия расцветет пышным цветом, а общество столкнется с прежним набором социальных проблем, но в гипертрофированном виде.
Cui bono? (Кому выгодно?)
Зная украинские реалии, как-то сложно поверить, что законопроект, как бы случайно возрождающий игровые автоматы в их худшем виде, мог появиться и пройти первое чтение без посторонней помощи, сам собой.
Конечно же мы не можем знать наверняка, являются ли авторами сомнительных норм закона народные депутаты: Корж и Полунеев или им их "подсунули" чьи-то уважаемые и высокопрофессиональные юристы. Однако, мы вполне можем воспользоваться советом Луция Кассия Лонгин Равиллы и попытаться выяснить, кому же выгоден данный закон.
На первый взгляд все очевидно – такой законопроект должен быть выгоден существующим операторам государственных лотерей. Однако, стоит внимательно изучить его текст, и выясняется, что если он и выгоден всем им, то в совершенно разной степени, более того, вполне вероятно, что в действительности он выгоден лишь одному из них.
Так, пункт 2 статьи 6 предписывает, что оператор лотерей обязан иметь постоянно действующие филиалы и представительства во всех населенных пунктах Украины с населением более 500 тысяч человек и распространителей в каждом населенном пункте с численностью населения более 5 тысяч.
В свою очередь, "электронная система приема ставок оператора лотерей должна включать не менее 5000 постоянно работающих электронных терминалов, принадлежащих оператору лотерей на праве собственности. Сеть распространителей лотерей оператора лотерей должна быть не меньше 5000 точек распространения лотерей".
При этом, данные требования вступают в силу немедленно после принятия закона. Другими словами, все действующие операторы, которые не соответствуют названным критериям автоматически оказываются вне игры.
В Украине отсутствуют официально опубликованные данные относительно того, кто из четырех существующих лицензиатов: МСЛ, УНЛ, Патриот и "Ощадбанк" соответствуют данным критериям в настоящий момент. Однако, если учесть, что по данным Минфина в 2010 году МСЛ контролировало около 70% рынка, возникают подозрения, что существует только один такой игрок.
Выгодными для МСЛ оказываются и прописанные в законопроекте критерии определения победителя конкурса на распределение лицензий на право проведения гослотерей.
Так пункт 4 статьи 9, в частности гласит, что "основаниями для определения победителя (победителей) конкурса является... количество видов лотерей, опыт проведения которых имеет конкурсант, стоимость балансовых активов…". Наверно излишне напоминать о бесспорном лидерстве МСЛ, опережающей всех своих конкурентов по объемам выручки в несколько раз.
В свою очередь, пункт 2 той же статьи определяет, что конкурс может проводиться только "один раз в 12 лет". Единственное исключение – высвобождение ранее выданной лицензии из-за банкротства ее держателя или грубого систематического нарушения им действующих норм.
Получается, что государство, а точнее конкретные чиновники, получают право выбирать частных операторов, которые ничего не платя в бюджет наделяются правом в ближайшие 12 лет проводить государственные лотереи, а значит ставить фактически игровые автоматы по всей стране, отстегивая бюджету долю малую.
Более того, законопроект создает сверх благоприятные условия для окончательной монополизации отрасли частной фирмой, а вовсе не государством, как написано в преамбуле к нему.
Так, если наши подозрения оправдаются и окажется, что требованиям законопроекта действительно отвечает только МСЛ, или в правительстве вдруг решат, что в стране будет только одна лицензия на проведение гослотерей, то в ближайшие 12 лет в Украине будет только один оператор, и выход на рынок каких-либо новичков будет априори невозможен. В свою очередь, вопрос - чей интерес будет в первую очередь учитывать такой монополист: свой, государственный или общественный, останется чисто риторическим.
Азарт и жадность враг разума
Казалось бы, и общество, и политики должны прекрасно понимать, что игромания является серьезной проблемой имеющей не только социальное, но и политическое измерение. Однако, из всего вышесказанного создается впечатление, что в действительности и депутаты, и идейные заказчики этого документа плохо просчитали возможные последствия своих действий.
Появление по всей Украине игровых автоматов обречено вызвать широкий социальный протест. В случае создания монополии этот протест будет поддержан выдавленными с рынка игроками. Более того, в игру неизбежно включится оппозиция, и прежде всего БЮТ. Пропагандисты Тимошенко будут справедливо указать на тот факт, что если леди Ю боролась с азартом, то Янукович, напротив, благословил легализацию антисоциального бизнеса в его худших формах.
Если реинкарнация старого зла произойдет под выборы, это будет иметь весьма неприятные последствия для рейтинга Партии регионов, а также его авторов и членов комитета, рекомендовавших ВРУ его принять, на "их" мажоритарных округах. Сделать вид, что это получилось случайно и "убежать в кусты", не получится, хотя бы даже из-за публикации этой статьи.
Более того, можно с уверенностью прогнозировать, что кода бы не началась экспансия "лотерейных одноруких бандитов", она в любом случае приведет к скандалу, а затем и их тотальному запрету, за которым последует длительный процесс написания и утверждения нового законодательства. В результате бизнес вновь понесет потери – все вложенные инвестиции обесценятся, а сам рынок будет закрыт на неопределенный срок.
Напомним, что еще до рокового пожара в одном из игровых клубов Днепропетровска, в парламенте долго и тяжело дебатировался закон, призванный ограничить игорный бизнес и снизить наносимый им социальный вред. Тогда, к согласию прийти не удалось, что фактически означало победу тех, кто был против самоограничений – "хотел всего и сейчас". Результат общеизвестен.
И тем не менее, несмотря на преподанный урок, политики и бизнесмены-игровики, продолжают пытаться сорвать банк, не думая о сопутствующих рисках. Предложения создать госмонополию, находящуюся под коррупционным контролем "уважаемых людей", или наоборот отдать на откуп частнику всю страну, события находящиеся в одном ряду. Что ж пока игорным бизнесом в Украине занимаются люди с психологией игрока, а не приверженцы холодного расчета, его история будет оставаться историей катастроф, ведь как учил еще Иисус: "блаженны кроткие ибо, они наследуют землю".