С другой стороны подписание им закона может еще больше подорвать и так снижающуюся популярность Партии регионов (ПР), и прежде всего среди его основного электората в восточной Украине, где все еще распространены социалистические понятия об экономическом благополучии. В то же время мало кто сомневается в нежизнеспособности существующей пенсионной системы, которая поглощает 18% украинского ВВП и имеет один из худших в мире показателей соотношения пенсионеров и плательщиков (9 к 10). Нравится вам или нет, но пенсионная реформа является основным требованием Международного валютного фонда (МВФ) для выделения следующего транша в размере $1,5 млрд. из кредитного пакета МВФ в $15 млрд.
При самых благоприятных обстоятельствах этот маневр будет рискованным для Януковича – несмотря на оправдание, что МВФ приставил к его голове пистолет. Неисполнение требований МВФ и последующее понижение кредитных рейтингов Украины, очевидно, приведет к нивелированию предыдущих успехов в получении дальнейшей кредитной поддержки для Украины и закроет какие-либо перспективы для привлечения кредитов и инвестиций. Конечно, обстоятельства далеки от идеальных с учетом того, что правительство ПР на разных фронтах предпринимает действия, которые представляются непоследовательными тактическими метаниями: отказывается от присоединения к возглавляемому Москвой Таможенному союзу (ТС), отвергает возможность слияния "Газпрома" и "Нафтогаза", выступает против "Южного потока" и отступает от обещаний основному электорату ПР (в частности, в вопросе придания русскому языку статуса второго государственного), при этом тщетно гоняясь за голосами на западе Украины.
При этом в случае МВФ и пенсий Янукович, судя по всему, проводит правильную политику.
Во-первых, он заставил своих оппонентов провести черту, за которой они не могут надеяться выиграть борьбу. Оппозиция, в особенности Блок Юлии Тимошенко, фактически признала, что оспаривание конституционности способа голосования, которым Рада приняла то, что они с большим преувеличением называют “пенсионным геноцидом”, не имеет перспектив. Более того, со всей очевидностью они также не имеют ответа на проблему: цифры говорят сами за себя, а терпение МВФ имеет границы.
Во-вторых, хотя некоторые союзники ПР, в особенности Коммунистическая партия, также выступают против закона о реформе, это вряд ли приведет к серьезному или окончательному разрыву с утратой Януковичем доминирования в законодательном органе.
В-третьих, в том что касается электоральной базы ПР – хотя пенсионная реформа и является горькой пилюлей, ее реализация с меньшей степенью вероятности приведет к беспорядкам по греческому сценарию, которые могли бы возникнуть в случае полного коллапса пенсионной системы или, в альтернативном варианте, коллапса экономики в силу невозможности привлечь иностранные кредиты и инвестиции.
В этой связи Украина может в какой-то мере утешать себя тем, что остальная часть мира также корчится в муках. По крайней мере, Киев имеет возможность принимать суверенные решения о своем бюджете – конечно, под давлением, но не так, как (например) Афины, которые не могут даже контролировать стоимость собственной валюты, а вынуждены механически подчиняться диктату чиновников из Брюсселя, Вашингтона и международных банковских институтов. Даже Соединенные Штаты, чьи налогоплательщики предоставляют МВФ большую часть средств, вынуждены выслушивать унизительные предупреждения Кристин Лаггард Вашингтону о “действительно неприятных последствиях” в случае, если Президент Барак Обама и Конгресс не достигнут до 2 августа сделки по повышению потолка государственного долга США выше его нынешнего уровня в $14.3 триллионов. В любом случае Киев может испытывать удовлетворение от того факта, что реформа (как ее описала киевская компания Dragon Capital в справке для инвесторов) “являет собой огромный положительный шаг в направлении обеспечения устойчивости государственных финансов Украины и улучшает перспективы выплат в счет следующего кредитного пакета МВФ. Закон также закладывает основу для введения второго уровня пенсионной системы, который рассматривается как критически важный для развития внутреннего финансового рынка”.
Упоминание внутреннего финансового рынка не является случайным. За одним условием кредитования неизбежно следует другое, как за летом очень скоро следует зима. В прошлом году Киев поднял внутренние цены на природный газ для того, чтобы получить первые два транша кредита МВФ в общей сумме $3.4 млрд. Только что принятый закон о пенсионной реформе позволит разморозить платежи из этого транша, но ожидается, что МВФ будет твердо стоять на своем основном и окончательном условии по повышению внутренних тарифов на газ. В стране, где пенсии составляют примерно $100-140 в месяц, и где плачевное состояние экономики по-прежнему отражается в одних из самых низких показателей зарплат, продолжительности и уровня жизни в Восточной Европе, Янукович не может позволить себе повышение цен на топливо вслед за его болезненной победой по вопросу пенсионной реформы. В этом вновь видны опасности непринятия решений по более важным экономическим приоритетам и необходимость для Киева прекратить гоняться за миражом быстрого вступления в ЕС (который сам находится в кризисе), а вместо этого пойти на заключение с Москвой непростой сделки по вступлению в ТС и объединению Газпрома и Нафтогаза в обмен на безопасность и доступность энергетических поставок. От этого зависит судьба не только украинской экономики, но и самой ПР.