ГлавнаяЭкономикаБізнес

Последний шанс изменить НК

...Долгая пауза, взятая после статьи "Три налога, которые спасут Украину", отнюдь не свидетельство пренебрежения к теме, или тем заинтересованным откликам, которые принесли автору немало приятных минут.

Последний шанс изменить НК

...Долгая пауза, взятая после статьи "Три налога, которые спасут Украину", отнюдь не свидетельство пренебрежения к теме, или тем заинтересованным откликам, которые принесли автору немало приятных минут. Вышедшая же несколько позже статья "О некоторых основаниях для очень осторожного оптимизма", возможно, кому-то что-то объяснила, а кого-то, весьма вероятно, и, - запутала.

Высказывать концепции, подходы, а затем объяснять, почему тебе именно не больно, что они никому неинтересны и ненужны - это не просто психологическая самозащита и реальное осознание того, как непросто, нелинейно, а порою нелогично развивается общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в стране, но - и попытка держать руль своей лодочки перпендикулярно волне, называть вещи своими именами и знать куда и зачем плывешь.

Итак, лайт-версия Майдана завершена. Против штампованной и наигранной истерики использован простой и добротный набор средств: раскол и манипулирование разными частями оппозиции, непреклонная жесткость к явлению в целом при мягкости и податливости в дискуссиях по конкретным вопросам, прерывание переговоров и изменение их формата и мандата, затем томление ожиданием царского вето, невнятная информация о его содержании, мгновенное объявление и мгновенное голосование за новый документ, отчетливое "диалог закончен", и - как весьма недвусмысленный ответ на гаерское мытье Майдана после прихода туда президента и премьера, - реальная "уборка" палаточного лагеря.

Для тех, кто не понимает, искрений совет - запомните, это - нормальный рабочий алгоритм общения с шумящей оппозицией. Не больше, не меньше. Власть все слышит, все понимает, не даст себя втягивать в бесконечный треп, а на чувствительные щелчки по самолюбию вполне способна без излишней агрессивности и мстительности ручонку хамовитую отломать. Подчеркиваю, не выворачивать и мучить, не убивать и похищать, а просто деловито, почти безэмоционально - отломать. Не нравится - не хами.

Будет елка. Новый год. Праздники.

Налоговый кодекс принят и будет работать - с теми или иными улучшениями или ухудшениями. Еще одного кисло-сладкого Майдана не будет. Кому-то что-то не нравится? Пишите... Можете вслух высказать. Но сериала на тему "Налоговый кодекс" не будет - можете быть уверены.

Не потому, что власть не хочет говорить - не о чем говорить и не с кем. Принятие Налогового кодекса, завершенное сегодня, отчетливо продемонстрировало - власть пусть не всегда последовательно, порой эклектично, но знает или уверено в том, что знает, чего хочет, и способна свои решения воплощать в жизнь, проявляя при этом разумную и внятную долю самокритики и внимания к оппонентам, не теряя при этом лидирующие позиции и самообладание.

Оппозиция же способна на хоть сколько-нибудь скоординированные действия только после принятия решения большинством, только после осторожного зондирования общественного мнения, тихонько и аккуратно, прячась за не слишком широкую спину очень аккуратно подогретого "народного гнева". Риторика - как всегда, - громогласная, концептуально - отсутствие всякой концепции и попытки перевести все конкретные вопросы экономического характера в потаенное и страстно желаемое "Никакой поддержки Временному правительству!", которое, впрочем, так никто и не рискнул озвучить.... И - правильно. Разумно. Можно нарваться.

Потому как правительство не временное, а всерьез и надолго. Хотите иметь права меньшинства и оппозиции - извольте, не сцепив зубы и не корчась от брезгливости и жалости к самим себе, сказать: да, это президент и правительство большинства; да, это политик поддержанный большинством населения; да, это политика моей страны и я, как нормальный человек, должен попытаться найти свое место в ней. А вот тут есть выбор.

Мне по-прежнему очень многое не нравится в кодексе, - эклектичность, непрозрачность, бюрократичность. Я глубоко убежден, что НК мог бы стать революционным прорывом в реформировании общества, в корне изменить взаимоотношения общества и индивида, способствовать новой реальности во взаимоотношениях гражданина и государства.

Абсурдно принятие кодекса и формирование бюджета на его основе в декабре. Прямо незаконно использование норм кодекса с января нового года. А совмещение введения нового документа с годовой отчетностью по старым еще обещает нам бюрократическую фантасмагорию на всю зиму.

Хотелось бы от нового кодекса той ясности и простоты, которая позволила бы завтра сократить полмиллиона бухгалтеров, обслуживающих отношения с налоговыми и навсегда снять идиотские вопросы об отличиях учетных и отчетныхных периодов и всю подобную бредятину.

Жив НДС - налог откровенно конфискационный и коррупционный. Что ж, тем лучше. На фоне прошедших дискуссий его антиэкономическая роль в жизни общества стала принципиально очевидной. Президент и правительство взяли на себя ответственность за него - им и карты в руки. По крайней мере, есть сумма подходов, за которую несет политответственность президент, премьер и коалиция. Не будем злорадствовать, и ожидать провалов и отставок.

Страна находится в слишком сложном положении, чтобы все те, кому небезразлична ее судьба, назло кондуктору взяли билет, и пошли пешком. Это наша страна, это наш президент, это наше законодательство.

Можем ли мы что-то изменить? Да, можем. Если наши предложения и мнения будут рациональны, добросовестны, концептуально находиться на уровне реальных проблем и возможностей нашего общества. Может быть, они понадобятся. Хотелось бы попытаться аккумулировать реальную творческую мысль небезразличных и разумных людей, способных мыслить не только понятиями "нра"/"ненра", а социальными технологиями, способными изменять и улучшать наше общество.

Редакция LB.ua любезно согласилась открыть дискуссию здесь на сайте с опубликованием наиболее значимых и серьезных результатов ее в бумажной версии издания.

Если кто помнит, в еще доперестроечной "Литературке" была рубрика "Если бы директором был я". Можно изменить - кому как удобнее - "если бы президентом, премьером, законодателем был я".

Что бы сделали вы первым делом на этой болезненной линии едва урегулированного противостояния человек-налоги-государство? Как вам кажется - какими будут первые проблемы на пути Налогового кодекса, его функционирования и внедрения? Что окажется реально нереализуемым? В чем можно было бы его улучшить и доработать? Как вам кажется - принятые нормы необложения недвижимости - шаг навстречу имущим или малообеспеченным? Каковы разумные взаимоотношения плательщиков налогов и налоговой администрации? Нужно ли партнерство между налоговой и налогоплательщиком? Или это должен быть абсолютно формализованный обмен информацией? Реально ли в нынешних условиях бизнесу увидеть в налоговом инспекторе заинтересованного партнера, а не коррумпированного взяточника? Есть ли в налоговой честные люди? Верите ли вы в том, что молодой человек после окончания вуза приходит в налоговую инспекцию или налоговую милицию с тем, чтобы честным трудом и, живя на одну з-п, служить обществу?

Каков ваш прогноз на ближайший год существования и функционирования НК?

1. Все станет еще запутаннее, ситуация будет ухудшаться, собираемость налогов падать, придется принимать совершенно новый документ к концу года.

2. Никто всерьез, особенно после принятых уступок, новый кодекс ни изучать, ни применять не будет, просто усилится админдавление на бизнес.

3. Налоговый кодекс принесет больше возможностей оптимизации, но только для крупного системного бизнеса и капитала, а на нижних этажах и в провинции все как было, так и будет.

4. В процессе доработок в течение года кодекс может избавиться еще от многих недоработок и несуразностей, будет постепенно совершенствоваться, а налоговая система становиться разумнее и гармоничнее.

5. Сам по себе кодекс никакого значения играть не будет - важнее реальная политика власти - будут или не будут "зажимать гайки.

Принятый НК - это кодекс, за который несет полную концептуальную ответственность :

1. президент Янукович;

2. премьер Азаров;

3. вице-премьер Клюев;

4. вице-премьер Колесников;

5. вице-премьер Тигипко;

6. спикер Литвин;

7. замглавы АП Акимова;

8. глава Госкомпредпринимательства Бродский?

Самое страшное - успокоиться с мыслью о том, что дальнейшие мысли принципиально не нужны и бесполезны. Реальная оценка кодекса сформируется только через год... Она не будет реальной, если мы не будем анализировать налоговый процесс постоянно, жестко и серьезно.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram