ГлавнаяЭкономикаБізнес

Не бойтесь, он ручной

Сколько хочешь – занимай, сколько хочешь – возвращай. Именно таким должен быть девиз бюджета на этот год. Правительство оставило себе право увеличивать внешние долги или просто печатать деньги, если внутренних доходов не хватит. Кроме того, у Кабмина теперь есть возможность урезать любые виды расходов без согласований с парламентом. Так не только проще, но и незаметнее. Бюджет этого года – ручной, большинство цифр в нем могут быть пересмотрены в любую сторону.

Не бойтесь, он ручной
Фото: tsn.ua

Жила-была семья простого украинца Вани Пономаренко. Жена и дети постоянно требовали от него походов в супермаркеты и кино, а из банка, которому Ваня задолжал деньги, каждый день звонили и спрашивали: когда вы найдете себе работу и начнете платить по кредиту? Пономаренко нашел гениальный выход из положения: в кухне на холодильнике повесил график походов в супермаркеты и кино, а в банк позвонил сам и соврал, что на следующей неделе идет на собеседование. Ничего, неделю или две протяну, а там что-нибудь еще придумаю, подумал Ваня.

Это сказка о нашем правительстве и принятом недавно бюджете на этот год. Ваня здесь – правительство, жена и дети – народ, которому нужно платить зарплаты, пенсии и социальные выплаты. Банк – это МВФ, требующий минимального дефицита бюджета и разумных расходов. График на холодильнике – это план повышения минимальных зарплат и пенсий, а звонок в банк – это нарисованный дефицит в 56,1 млрд. грн, тогда как реальный дефицит может составить свыше 80 млрд. грн.

Мы намеренно упрощаем эту историю, потому что в законе о бюджете все изложено настолько сложно, что «без 100 граммов не разобраться». Что, к примеру, значит загадочная строка «предоставить право Кабмину принимать решения о пересмотре некоторых размеров выплат, определенных законодательством»? Такие решения могут приниматься с целью снижения дефицита бюджета, при этом правительственные решения поставлены выше решений парламента. Согласно этой обтекаемой формулировке, которая даже вызвала возражения у Главного научно-экспертного управления парламента, можно отменить или снизить любую выплату. Например, пенсию или зарплату сотруднику бюджетного предприятия.

Для чего правительству нужны подобные ухищрения? Дело в том, что Кабмин, как наш аллегорический Ваня Пономаренко, находится меж двух огней. С одной стороны, пенсии и зарплаты нужно повышать. Ведь Партия регионов обещала борьбу с бедностью. С другой стороны, МВФ, у которого мы просим теперь уже целых $20 млрд., выступает решительно против повышения социальных расходов. Найден действительно гениальный выход – в тексте бюджета подробно расписано, как каждый квартал будет повышаться минимальная заработная плата. А в переговорах с МВФ можно указывать на ту самую строку бюджета, которая оставляет правительству право пересматривать (читай – снижать) выплаты.

Выход из кризиса

Дайте нам власть – и мы покажем, как нужно выводить страну из кризиса, – примерно таким был главный предвыборный месседж Партии регионов. Первая часть этой идеи удалась полностью. А как нас будут выводить из кризиса, можно понять только по главному финансовому документу страны – бюджету на текущий год. Он должен, по идее, быть картой, на которой четко обозначены пути восстановления экономики. На деле этого нет. Гигантские средства – 11,5 млрд. грн – будут предоставлены Министерству угольной промышленности, тогда как в бюджете 2009 года на это министерство предполагалось всего 6,5 млрд. грн. Это притом, что большинство шахт в стране убыточны, и даже компания Рината Ахметова в прошлом году покупала шахты в США – там уголь качественнее.

Огромное спасибо! Правительство щедро отблагодарило шахтеров за поддержку Виктора Януковича на президентских выборах

Фото: PHL

Вопреки обещаниям «регионалов» поддерживать бедных за счет богатых, в бюджете этого года по-прежнему огромные средства выделены на чиновничий аппарат. Государственное управление делами, обеспечивающее работу главных чиновников страны, получит рекордные 1,050 млрд. грн. Этот показатель выше прошлогоднего более чем на 200 млн. грн. При этом власти заявляли о сокращении зарплат и числа сотрудников в Администрации президента.

Повышение расходов на одни ведомства выглядит крайне странно на фоне сокращения трат на другие. Что для страны важнее – нормальное вооружение армии или хорошее содержание депутатов парламента? Все зависит от того, о какой стране идет речь. В Украине, например, на следующий год запланированы такие расходы: на аппарат Верховной Рады – 839 млн. грн, а на покупку и модернизацию вооружения для Вооруженных сил Украины – 665 млн. грн. Сравнение разных статей расходов снова показывает: ни о какой заботе о бедных и урезании расходов богатым речь не идет. Примечательны и цифры в таких статьях бюджета: «санаторное лечение детей и подростков с соматическими заболеваниями» – 174,6 млн. грн, и «стационарное медицинское обслуживание народных депутатов Украины и руководящего состава органов государственной власти» – 137,5 млн. грн. Другими словами, на лечение армии депутатов и чиновников денег полагается не намного меньше, чем на санаторное лечение всех детей и подростков страны. Это притом, что многие чиновники вполне могут позволить себе лечиться за границей или купить дорогой полис медицинского страхования.

Подобных странностей в бюджете очень много. Вроде бы немало выделено на Министерство обороны – 13,47 млрд. грн, но и ранее военные заявляли, что необходимый минимум на армию – 19 млрд. грн. Вроде бы более чем в два раза повысили расходы на молодежные кредиты – с 50 млн. грн до 117 млн. грн. Но что такое эти цифры в пересчете на стоимость жилья? Это немногим более 200 старых двухкомнатных квартир в Киеве или 300 таких же в регионе. И это при миллионах молодых семей, нуждающихся в нормальном жилье.

Где взять денег?

Под крики, вопли, дымовые шашки Верховная Рада приняла документ, который гораздо серьезнее повлияет на жизнь украинцев, чем нахождение в Севастополе российской военной базы. Согласно закону о бюджете на этот год, правительство получило две уникальные возможности. О первой мы писали выше – пересматривать выплаты когда угодно. Вторая – брать взаймы или просто печатать деньги сколько хочется. В некоторых статьях бюджета (48,75–78) сказано, что «в случае недополучения доходов общего фонда бюджета… Кабинету министров разрешается осуществлять государственные заимствования сверх объемов». Научно-экспертное управление парламента по этому поводу пишет: «эти статьи несут риски в части увеличения долговой нагрузки». В переводе с канцелярского на нормальный язык это значит следующее. Правительство разрешает себе увеличивать долги на любую величину. Есть только два способа занимать деньги – внешний и внутренний. За границей, как запланировано, Украина возьмет в долг 34,07 млрд. грн, внутри страны – 66,19 млрд. грн. Внутренние долги – это выпуск облигаций внутреннего государственного займа, которые зачастую обещают слишком маленькую доходность, чтобы привлекать инвесторов. В таком случае можно выпустить такие облигации и заставить государственные банки купить их. А деньги этим госбанкам выдать через НБУ – увеличив их капиталы. То есть правительство в силах соорудить длинную схему, которая заканчивается на киевской Троещине, на Банкнотно-монетном дворе Нацбанка, где печатают деньги. Подобные схемы разные составы Кабинета министров использовали много раз. Теперь правительство не просто дало себе право увеличивать госдолг, но и не стало ограничивать себя в размерах этого долга.

Правда, на это есть веские причины. Доходы бюджета, по общему мнению многих экспертов, сильно завышены. Например, придя к власти, представители Партии регионов заявляли, что предыдущее правительство уже собрало налоги вперед чуть ли ни на полгода. Но теперь Кабмин все равно планирует увеличить сбор налогов.

Деньги из тумбочки

Выполнение прошлогоднего бюджета по доходам с треском провалилось. Годовой план не был выполнен ни по одной из статей. Несмотря на это разработчики бюджета–2010 остались оптимистами. Они рассчитывают, что в 2010 году в казну поступит 267,5 млрд. грн – почти на 18,7% больше, чем в прошлом году.

Но в отчете Института бюджета и социально-экономических исследований (ИБСЕИ) за 2009 год есть масса интересной информации о том, как поступали деньги в бюджет в прошлом году. Институт получает финансирование от Агентства США по международному развитию, потому он действует независимо от украинских властей.

Согласно его отчету, в прошлом году к доходам бюджета были отнесены очень нетипичные поступления. Например, речь идет о $2,05 млрд. от распределения специальных прав заимствований (SDR) от МВФ. Также в бюджет поступали авансовые налоговые платежи, в то же время росла задолженность по не возмещенному экспортерам НДС. Кроме того, в доходах 2009-го были учтены поступления от таможенного оформления газа, который был ввезен в Украину в прошлые годы, и предоплата российской компанией «Газпром» за транзит газа. Откуда же возьмется взрывной рост поступлений в бюджет в 2010 году, если для того, чтобы свести концы с концами в 2009-м, приходилось прибегать к таким ухищрениям?

Даже в главном научно-экспертном управлении парламента, которое подготовило свои замечания к проекту главного финансового документа страны, вероятность невыполнения доходной части бюджета оценивается как «достаточно высокая». В частности, отмечено, что в бюджете заложены доходы от приватизации на уровне 10,3 млрд. грн. Но в течение последних нескольких лет при таких же высоких планах в казну от приватизации поступали гораздо меньшие суммы. Также непонятно, сможет ли Национальный банк пополнить бюджет на 10 млрд. грн, как это запланировано.

Правительство рассчитывает, что экономика страны (ВВП) в текущем году вырастет на 3,7%. И этот показатель многие экономисты оценивают как реалистичный. При этом основные доходные статьи бюджета растут в ускоренном по сравнению с ростом ВВП темпе. Почти половину доходов бюджета – 119,03 млрд. грн. – должны обеспечить поступления от НДС. Причем, по сравнению с бюджетом прошлого года, эта статья доходов выросла на 25,6%. А по сравнению с реальными поступлениями от НДС в 2009 году – на 35,8%! Вот почему доходные строки бюджета-2010 кажутся просто фантастическими.

Бывший министр финансов Украины Виктор Пинзеник уже подсчитал, что прогноз доходов бюджета завышен на 30 млрд. грн. В целом же он обещает дефицит на уровне 15,7% от ВВП с учетом всех скрытых потерь (на рекапитализацию банков, дефицита бюджета «Нафтогаза» и проч.). Если прогнозы г-на Пинзеника оправдаются, то бюджетная дыра к концу года превысит размеры прошлогодней, кризисной.

Влад Головин, Андрей Яницкий, «Левый берег»

Влад ГоловинВлад Головин, журналист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram