Правительство Дубая последние месяцы уверяло инвесторов, что все долговые обязательства будут выполнены. Долги эмирата и госкомпаний составляют 80 млрд долларов — больше ВВП страны, из них 59 млрд долларов приходится на инвестиционную компанию Dubai World. Ее девелоперское подразделение Nakheel 14 декабря должно вернуть 3,52 млрд долларов владельцам облигаций.
Инвесторы полагали, что они будут погашены за счет 5 млрд долларов, полученных правительством в среду от размещения облигаций. Но через два часа после размещения министерство финансов попросило кредиторов отсрочить все платежи Dubai World и Nakheel до 30 мая. Привлечение 5 млрд долларов не связано с необходимостью гасить долги Dubai World, уточнило оно.
Для инвесторов это была просто шокирующая новость, говорит Роб Уичелло из BNP Paribas. От кого они не ожидали проблем, так это от страны богатого нефтью Персидского залива. В самом Дубае добывается лишь 80 000 барр. нефти в день — это 2,9 млрд долларов дохода при цене барреля в 2008 г. около 100 долларов (всего в ОАЭ — 2,27 млн барр.), но приток нефтедолларов в регион породил эйфорию и среди инвесторов, и в самом эмирате. Благодаря дорогой нефти и дешевым кредитам (в том числе западных банков) он стремительно развивался, а рынок недвижимости рос как на дрожжах.
Из западных банков, по данным Банковской ассоциации эмиратов, крупнейшими кредиторами Дубая являются HSBC (17 млрд долларов, или 2% его кредитного портфеля), Standard Chartered (7,8 млрд долларов), Barclays (3,6 млрд долларов).
Nakheel возвела насыпной остров Dubai Palm, застроив его роскошной недвижимостью (многие объекты еще строятся). Среди инвесторов Dubai Palm — актеры Брэд Питт, Анджелина Джоли и Дэнзел Вашингтон, модель Наоми Кэмпбелл, футболисты Дэвид Бекхэм и Майкл Оуэн и Майкл Джексон. Недвижимость на Dubai Palm купили граждане 75 стран, из них 25% — британцы.
Dubai World стала одним из крупнейших международных инвесторов. Вместе с MGM Mirage она с 2007 г. строит казино и отели в Лас-Вегасе стоимостью 8,5 млрд долларов в рамках City Center Project. Тогда же она купила нью-йоркского ритейлера Barneys. Входящая в нее DP World стала одним из крупнейших в мире операторов портов; вчера правительство Дубая объявило, что заморозка долга не затронет DP World, самое эффективное подразделение Dubai World.
Бум на дубайском рынке недвижимости привел к избытку площадей, а кризис — к обвалу цен: по данным Colliers International, за год по конец III квартала офисы подешевели на 58%, жилье — на 43%, а вакантные площади в недавно построенных офисах составляли 59%.
Как Дубай будет решать долговую проблему, пока не ясно. В ближайшие три года, по данным Standard & Poor´s, правительство и госкомпании должны погасить долги на 50 млрд долларов — 2/3 ВВП. В этом году он сократится на 1%, в 2010 г. вырастет на 4%, прогнозирует Standard Chartered.
Рынки и госучреждения со вчерашнего дня закрыты до понедельника из-за религиозного праздника, поэтому дополнительной информации из Дубая не поступало, а инвесторы не могли отыграть новость на местных рынках.
Зато мировые рынки рухнули, узнав о предложении Дубая. В США вчера также был выходной, а на европейских биржах выдался худший день с апреля. Панъевропейский индекс DJ Stoxx 600 потерял 3,3%, британский FTSE 100 — 3,2%. Акции HSBC упали на 4,8%, Лондонской фондовой биржи LSE, 20% акций которой принадлежит Дубайской бирже, — на 7,4%, Standard Chartered — на 5,8%. В банках отказались давать комментарии по Дубаю. По оценке Credit Suisse, в портфелях европейских банков 40 млрд долларов дубайских долгов. Если в результате неплатежей они потеряют 50%, им придется увеличить резервы на 5% (всего около 5 млрд евро).
Дубаю может помочь крупнейший из эмиратов ОАЭ — Абу-Даби, где сосредоточены основные нефтепромыслы и есть суверенный инвестфонд объемом 630 млрд долларов.
Он и ранее финансировал Дубай: именно два госбанка Абу-Даби выкупили в среду дубайские бонды.
Однако это не сгладит эффект от просьбы Дубая об отсрочке выплат: доверие к ОАЭ и к региону в целом подорвано, считает Ричард Фокс, аналитик Fitch Ratings. «Под вопрос может быть поставлена господдержка заемщиков во всех странах региона. Если же они в итоге объявят дефолт, это будет крупнейший из суверенных дефолтов со времен аргентинского кризиса (2001 г.)», — говорит Марина Акопян, партнер HEXAM Capital, управляющей активами на 440 млн долларов на развивающихся рынках.
«В худшем случае Абу-Даби поможет Дубаю. Но если это будет расценено как технический дефолт, то фондовые рынки отреагируют крайне негативно и весь рост этого года будет уничтожен за несколько дней», — говорит Шакиль Сарвар, директор по управлению активами Sico Investment Bank (цитата по Reuters).
Цена свопов «кредит-дефолт» на дубайские долги выросла, по данным CMA DataVision, на 131 пункт до 571 пункта, т. е. стоимость годовой страховки по долгу в 10 млн долларов составила 571 000 долларов. Страховка по долгам Саудовской Аравии выросла на 23 000 до 113 000 долларов, России — на 19 000 до 211 000 долларов.