Новая импортная надбавка, которую хотят узаконить народные депутаты, должна изменить тринадцатипроцентный автомобильный сбор, который вопреки правилам ВТО действовал в Украине почти год. Директор Аналитико-совещательного центра Голубой ленты ООН Марчин Свенчицки считает такое нововведение дискриминационным по отношению к иностранным импортерам, поскольку законопроект инициирующий парламентариями, предусматривает субсидии для внутренних производителей, а другие остаются ни с чем.
«Это нарушает правила ВТО и дает возможность экспортерам, которые работают на украинском рынке, требовать подобных компенсаций. Также экспортеры могут выступить с требованием к ВТО о введении подобных мероприятий на импорт из Украины», - говорит Свенчицки.
По словам эксперта, вступив в ВТО Украина слишком часто нарушает правила этой международной организации, потому и переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕС идут так медленно. Впрочем, по мнению эксперта ООН, больше всего переговорный процесс с Евросоюзом тормозят медленные украинские реформы и коррупция.
Свенчицки заметил, что внедрение новой импортной надбавки даст только «пунктирный позитивный эффект» для украинской автомобилестроительной отрасли и аграрного сектора, но в любом случае повышение пошлины на экспорт товаров ложится на плечи конечного украинского потребителя.