ГлавнаяЭкономикаБізнес

Не наши связи

Контроль над украинским рынком мобильной связи давно захватили иностранные компании. Украинские инвесторы не захотели ждать, когда окупятся долгосрочные инвестиции.

Не наши связи

Если отечественный рынок мобильной связи исчислять в абонентах, то у украинских компаний будет довольно мало – 11,8% или 0,89 млн. пользователей, а доля прибыли, получаемой ими из этой сферы, и того меньше. Единственная частично украинская компания – «Астелит» – за четыре года работы так и не стала прибыльной.

Украинским бизнесменам удалось оккупировать только рынок связи в стандарте СDMA. На нем работают компании ITC («CDMA Украина») и «Телесистемы Украины» (PEOPLEnet). Первым владеет Игорь Еремеев, контролирующий группу компаний «Континиум», а вторым – Вадим Шульман, входящий в группу «Приват». Одесский СDMA-оператор «Интертелеком» может быть признан украинским лишь условно – его владельцами являются приднестровские бизнесмены. Но такой связью пользуются менее миллиона украинцев, в основном – мелкие предприниматели, которым для бизнеса нужен прямой городской номер. Небольшой объем этого сегмента связан с тем, что долгое время CDMA-связь не признавалась мобильной и ее развитие тормозилось.

У обычной мобильной связи совсем другие масштабы деятельности. По данным Госкомстата, за пять месяцев текущего года доходы мобильных операторов составили почти 11,2 млрд. грн. Это свыше 61% всех доходов в сфере связи.

Нехватка понимания

В 1990-е годы сотовую связь в Украине контролировали отечественные компании. Все современные ведущие мобильные операторы создавались как совместные предприятия. Например, в первом украинском сотовом операторе UMC (сейчас работает под торговой маркой МТС) доля отечественных предприятий, впоследствии слившихся в госкомпанию «Укртелеком», составляла 51%. Остальные акции принадлежали датской, голландской и немецкой фирмам.

51% акций лидирующего ныне сотового оператора «Киевстар GSM» изначально тоже принадлежал отечественным инвесторам. 51% акций «Украинские радиосистемы» (сегодня известна брендом Beeline) контролировала группа «Приват», а 49% – американская компания Motorola. Мобильный оператор «Голден Телеком» также начинала работать в Украине как украинско-американское СП. 

По словам директора по маркетингу компании «МТС-Украина» Василя Лацанича, привлечение иностранных инвесторов для развития бизнеса было необходимостью. «Нужен был опыт, технологии, ноу-хау. С нашими знаниями мы тогда не могли построить достойного оператора, – рассказывает он. – Украинская сторона владела только природным ресурсом – в данном случае радиочастотами, без которых зарубежные инвесторы не смогли бы зайти на этот рынок».

Со временем украинские бизнесмены продали свои доли акций операторов связи. «Это классическая дилемма для многих стартап-инвесторов: либо продолжить инвестировать, либо на определенном этапе продать активы, – рассказывает глава представительства Telenor Group в Украине Тронд Моэ. – Одна из крупнейших сделок по продаже произошла, когда «Укртелеком» продал 50% своих акций в компании UMC. На тот момент украинское правительство получило, как всем казалось, значительный капитал, но могло бы заработать намного больше, если было бы принято решение подождать и продолжить инвестирование».

Даже если украинские бизнесмены и обладали такими средствами, то вкладывать их в телекоммуникации не хотели, объясняет консультант компании Netton Роман Химич: «Мобильная связь – это капиталоемкий бизнес, предполагающий весьма значительный объем долгосрочных инвестиций. Отечественным бизнесменам куда интереснее было инвестировать в более понятные сферы, обеспечивающие быстрый возврат вложенных средств. Например, в активно дотируемый государством ГМК, розничную торговлю или строительство торговых центров». 

Лицензионные барыши

Зато отечественные бизнесмены сумели извлечь из своего присутствия на зарождавшемся рынке мобильной связи максимальную выгоду. Так, если весь уставной фонд «Киевстара» в 1997 году составлял $28 млн., то позже, продав свою долю российской «Альфа-груп», украинские акционеры (члены семьи экс-президента Украины Леонида Кучмы) заработали сотни миллионов долларов. 

Показательной является деятельность на рынке телекоммуникаций группы «Приват». Став единственным собственником компании «Украинские радиосистемы», днепропетровские бизнесмены практически не развивали оператора. Зато за $231 млн. продали его российской компании «Вымпелком», для которой это была единственная возможность выйти на украинский рынок. Следующим оператором для продажи «Приватом» должны были стать «Телесистемы Украины». Правда, желающих приобрести этот актив пока не находится.

Украинская СКМ и турецкий мобильный оператор Turkcell были вынуждены покупать компанию «Астелит», владевшую необходимыми для GSM-связи частотами.

Государственная преграда

Впрочем, мобильной связью телекоммуникации не ограничиваются. А связь фиксированная остается под контролем украинского государства. Здесь монополистом является «Укртелеком» (созданный на базе бывших телекоммуникационных активов УССР), который с 9,9 млн. абонентами занимает около 78% рынка. Есть множество компаний, имеющих лицензии на такой вид связи. «Однако допуск на этот рынок затрудняют множественные преграды в виде бюрократических процедур и необходимости договариваться с «Укртелекомом», – говорит аналитик iKS-Consulting Мыкола Олиярнык.

Лучше всего это получается у наиболее крупных частных компаний, среди которых группа компаний Vega, принадлежащая СКМ Ахметова, «Датагруп» киевского бизнесмена Александра Кардакова и «Голден Телеком», куплення в прошлом году «Вымпелкомом». 

Захват Интернета

Если сегменты мобильной и фиксированной связи уже почти сформировались, то наиболее динамично развивающимся является широкополосный доступ в Интернет (бродбенд). В Украине, по данным iKS-Consulting, в первом квартале этого года насчитывалось лишь 1,75 млн. абонентов этой услуги. Проникновение бродбенда составляет 8,5%. Но этот сегмент растет быстрее остальных в отрасли. Годом ранее абонентов этой услуги насчитывалось всего 860 тыс.

До недавнего времени этот рынок принадлежал небольшим провайдерам Интернета, которые – каждый на своем месте – пытались заработать на подключении людей к сети. Нередко охват бизнеса ограничивался одним кварталом или районом того или иного города. Однако растущий спрос на услугу заставил крупные компании обратить на нее внимание.

Самая большая доля этого рынка принадлежит «Укртелекому». У него – 668 тыс. пользователей или 44%. Благодаря тому, что его провода уже проведены к 9,9 млн. домохозяйств, госмонополисту достаточно просто наращивать абонбазу. «Укртелекому» уступает Интернет-провайдер «Воля», принадлежащий американским инвестфондам SigmaBleyzer и Providence Equity Partners. У него 355 тыс. абонентов. Эти услуги также предоставляет «Голден Телеком» под торговой маркой Beeline.

В последнее время бродбендом в Украине активнее начали интересоваться российские инвесторы. Например, 51% столичного интернет-провайдера IPnet в прошлом году приобрел инвестфонд UFG Private Equity экс-министра финансов России Бориса Федорова.

Віталій ЖдановВіталій Жданов, журналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram