ГлавнаяЭкономикаБізнес

Дайте им умереть!

Ford Motor Company продала индийской Tata Motors бренды Jaguar и Land Rover. Китайская Geely покупает Volvo, а Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co – внедорожный бренд Hummer. Еще две легенды американской автопромышленности – General Motors Corp и Chrysler – переживают сегодня процесс банкротства.

Массовая распродажа американских и европейских автогигантов служит иллюстрацией отнюдь не ужасов мирового финансового кризиса, а способности властей принимать рациональные решения, стоя на страже демократических и рыночных ценностей. Потому что любая форма избирательной господдержки искажает конкуренцию. Попытки лоббировать национального производителя только подталкивают промышленных гигантов к ухудшению качества и завышению цен на свою продукцию.


В 1999 году пошлина на ввоз автомобилей в Украину составляла всего 2-3%. Период низких пошлин закончился с появлением на украинских автозаводах новых собственников, имеющих мощное лобби в парламенте и правительстве. В конце 2003 года парламент с подачи владельца Запорожского автомобильного завода депутата Рады Тариэла Васадзе принял закон о поддержке отечественного производителя, которым увеличил пошлины на импортные авто. В мае того же года возросшие до 15% пошлины начали действовать. До августа 2005-го их подымали еще дважды, остановившись на отметке 25%. Что привело к удорожанию всех авто в стране. Почти все это время одни и те же марки украинцы покупали на 10-30% дороже, чем граждане России, Германии и США.

Что за это время сделал украинский автопром? Наладил сборку устаревших моделей Opel Astra и Daewoo Sens, заставляя украинцев покупать их по цене новой американской Toyota Corolla. А когда речь заходила о «настоящем украинском автопроме», гордо демонстрировался автомобиль «Таврия» и автобус «Богдан», собранный на базе Isuzu.

Прошлогоднее вступление страны в ВТО лишь ненадолго обеспечило удешевление автомобилей. В марте Украина для поддержки местных производителей ввела на полгода дополнительную 13%-ную пошлину на импортные машины к существовавшей 10%-ной. В итоге со всеми налогами и платежами конечная цена импортного автомобиля вырастает почти на 50% от ее таможенной стоимости.
Поможет ли это украинскому автопрому? Вряд ли. Владельцы украинских заводов не скрывают, что в этом году продажи новых автомобилей снизятся на 79% по сравнению с 2008 годом и составят 130 тыс. штук.

Кризис оказался хорошим лоббистским подспорьем для неэффективных компаний в борьбе за государственные деньги и искусственное ограничение конкуренции. С протянутой рукой к государству пришли строители, еще в начале года уверявшие, что $2,5 тыс. за квадратный метр жилья в Киеве – это обоснованная цена, которая не упадет никогда, и металлурги, шантажирующие массовыми увольнениями.

Хорошая политика и хорошая экономика состоят в том, чтобы помочь неудачнику пройти банкротство, а не в том, чтобы оплачивать его счета. Тем более что он сам мог бы без проблем это сделать. Владелец строительной компании «ХХI век» Лев Парцхаладзе, требующий сегодня денег из госбюджета на достройку своих домов, не вспоминает, что еще в 2007 году чистая прибыль его компании составила $1,39 млрд. За этот же год владелец корпорации «УкрАвто» Тариэл Васадзе, доказывавший необходимость повышения пошлин на иномарки, заработал чистой прибыли 1,075 млрд. грн.
Не желая терять прибыль и не умея наладить производство дешевой и качественной продукции, украинские олигархи просят одного – протекционизма властей, прикрываясь лозунгом защиты отечественного производителя. То, что уже два десятилетия подряд этот «производитель» не способен создать качественный и конкурентоспособный продукт, никого – кроме украинского потребителя – не волнует. Но его мнение никто и не спрашивает.

Олег ПластовецьОлег Пластовець, журналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram