Напомним, 1 февраля Верховная Рада приняла за основу проект Закона "О внесении изменений в Закон Украины "О телевидении и радиовещании" (о приведении в соответствие с требованиями Европейской Конвенции о трансграничном телевидении к программной концепции вещания), который предусматривает отмену обязательного предоставления 50% радиоэфира музыке украинских авторов или исполнителей.
В частности, предлагается изъять из статей 9 и 28 Закона "О телевидении и радиовещании" требование о соблюдении телерадиоорганизациями отдельных квот на распространение музыкальных произведений украинских авторов или исполнителей, а также требование к содержанию программных концепций телерадиоорганизаций относительно доли распространения музыкальных произведений украинских авторов или исполнителей в еженедельном объеме вещания.
Как заявил директор Харьковской облтелерадиокомпании Сергей Гулевский, "те музыкальные коллективы и исполнители, которые делают качественную музыку - не нуждаются в квотировании. Они и так в чартах. Откровенно слабые исполнители будут вынуждены уйти из эфиров на свадьбы и в рестораны или повышать свой уровень до мирового".
По словам социолога и политолога Дениса Подъячева, "не у одного меня в связи с этим вопросом возникло чувство, что парламент разрешил несуществующую проблему - ведь это нормальная общемировая практика, когда государство защищает свой собственный уникальный контент при помощи квотной политики. Скажу больше, старый принцип был достаточно мягким и компромиссным, а потому не вызывал протеста у жителей Востока и Юга, которые, кстати, благодаря развитию поп-культуры в стране в минувшем десятилетии очень лояльны к продукту украинских музыкальных исполнителей".
Как подчеркнул эксперт, "к счастью, предыдущий комфортный для отечественного исполнителя режим был на то и комфортный, что позволил ему не только сформироваться, но и окрепнуть. Поэтому это решение, безусловно, может понравиться русофонному электорату ПР (на что, видимо, и ориентировались), но оно не создаст неразрешимых проблем для отечественной поп-культуры, которая за минувшее десятилетие все же успела стать конкурентоспособной. Если и будет отмечена негативная ротация по отношению к украинскому музыкальному продукту, то незначительная".
Вместе с тем, по мнению Подъячева, "другое дело, что этим законом мы получим очередной дестабилизационный всплеск по линии нашего уже привычного разлома "Восток-Запад", который может окончиться отменой этого закона. Ведь всем понятно, что компенсировать недостачу квот будет не столько западный исполнитель, сколько российский. Мы не готовы к Европе и мы не готовы к тотальной оптимизации всего своего законодательства а ля ЕС в силу неразрешенных внутренних противоречий".
По мнению медиа-эксперта Николая Сухомлина,"отмена обязательного предоставления 50% радиоэфира музыке украинских авторов или исполнителей имеет ряд "плюсов" и "минусов".
"Из положительного можно назвать: стимул отечественным голосам, продюсерам и т. д. работать над качеством своих произведений и исполнения; отсутствие штучного наполнения эфира, когда радиостанции попросту вынуждали ставить в эфир практически всех исполнителей, а украинская эстрада, к сожалению, далека от разнообразия; создание какой ни есть, но конкурентной среды", – сказал Николай Сухомлин.
"К минусам можно отнести: на данный момент без государственной поддержки украинская эстрада, и тем более украиноязычная, будет развиваться очень медленно; подобный шаг не отменяет засилье некачественной российской музыки (можно прогнозировать, что свободные 50%, скорее всего, радиостанции заполнят все же не иностранным музпродуктом); непрозрачные критерии попадания в эфир, как правило, основывающиеся не на качестве, а на том, кто заплатит и сколько", – добавил он.
Эксперт отметил, что "панацеей может стать уменьшение квотирования с 50% до 20%, что обострит конкуренцию между исполнителями. А тем, кто хочет избежать "драки" за включение в этот список, все же придется работать над улучшением своего конечного продукта".
По мнению программного директора ПИрадио Алексея Сахарова, "среди отечественных музыкальных произведений попадаются по-настоящему талантливые или во всяком случае добротно сделанные".
"Конечно же, и среди иностранной музыки немало музыкального "шума", который годится максимум для заполнения телерадиоэфира "чем-то, лишь бы не молчало". Но если вспомнить о том, что последний Закон о телевидении и радиовещании по сути не столько пропагандировал отечественную (главным образом украиноязычную) музыку, сколько был направлен на удаление из эфиров русскоязычного контента, то после внесений изменений в Закон следует ожидать естественное наполнение эфира большим количеством русскоязычных произведений", – сказал эксперт.
Сахаров, говоря о ротации украинских исполнителей, отметил, что "произведения, которые достойны ротации, так в эфире и останутся, информационный шум - уйдет. Законы шоу-бизнеса тоже никто не отменял, поэтому никто не мешает отечественным исполнителям оставаться в ротации на "общих" основаниях, а не потому, что буква Закона требует заполнить эфир чем угодно, лишь бы украинским".
"Короче говоря, по моему мнению следует ожидать повышение качества тв-радиоконтента и устранение местечкового перекоса в вещании", - подчеркнул эксперт.