Оглянуться есть на что: у нас наконец сняли неплохое кино, появился полнометражный конкурсант кинофестивалей, за который на стыдно, и произошел бум на почве организации кинофестивалей.
1. Под «неплохим» кино подразумевается киноальманах «Мудаки. Арабески», спродюсированный компанией Артхаустраффик и состоящий из 14 короткометражек, некоторые из которых отличаются весьма достойным уровнем. Но и уровень этот оказывается таковым лишь в контексте отечественной кинопродукции – к сожалению, попав в конкурс короткого метра на «Молодости» наши представители выглядели слабо на фоне более сильных фильмов.
Тем не менее, нельзя не отметить хорошую тенденцию, нашедшую свое выражение именно в «Мудаках». При весьма не радужной финансовой ситуации, которую обещал этот проект до старта, нашлись молодые режиссеры, которые согласились снять фильмы на заданную тематику.
Кроме того, по итогам проката «Мудаков» в двух кинотеатрах Киева и одном одесском, был проведен круглый стол, на котором продюсеры, режиссеры и сочувствующие попробовали высказаться о состоявшемся проекте. Факт этого круглого стола также немаловажен, даже не смотря на то, что привычка отечественных кинематографистов делить шкуру неубитого медведя остается главной составляющей любых дискуссий на почве культурных событий. Все эти громкие слова – о «нашем ответе Догме-95» и большом «прорыве» в украинском кино – сотрясают воздух, но не собеседника, как сказал бы граф Калиостро из известного всем фильма.
Ну и напоследок о еще одном итоге этой интересной инициативы. Вдохновившись резонансом и относительным успехом «Мудаков. Арабесок» был дан старт новому проекту под не таким отталкивающим названием, «Україно, goodbye!», работы для которого уже начали отбираться. Возможно, нас ждет еще один прорыв.
2. Успех режиссера Сергея Лозницы и его дебютного игрового фильма «Счастье мое» можно с натяжкой назвать заслугой Украины и ее инфраструктуры. С учетом того, что министерство культуры и туризма выдвинуло съемочной группе свои условия, но сделать свой вклад в фильм забыло – по требованию министерства съемки фильма проходили в Черниговской области, но обещанных средств в него государством Украина вложено не было.
Успех фильма на кинофестивале «Молодость» был немного подпорчен тем, что он был объявлен фаворитом не только до начала киносмотра, но даже до объявления участников конкурсной программы. Поэтому подозрения в, мягко говоря, необъективности организаторов «Молодости» и главного жюри перевесили желание сложить свое собственное мнение о фильме в общем настроении, которое витало в день премьеры. За это, кстати, следует винить не продюсеров фильма, а лишь команду «Молодости», переборщившей с привлечением внимания к украинскому фильму в конкурсе – организовывать большую премьеру фильма, который принимает участие в конкурсе наравне с остальными, по меньшей мере – невежливо по отношению к остальным участникам.
Тем не менее, «Счастье мое» продолжает путешествовать по кинофестивалям и собирать награды, а обвинять в заангажированности всех, кто похвалит фильм Лозницы, или даст ему гран-при – очень удобно, тем более, что при этом не приходится смотреть сам фильм – ощущение тотального дискомфорта при его просмотре гарантированно.
Но о самом фильме – позже, с приближением его выхода в наш кинопрокат.
Не смотря на то, что фильм Лозницы действительно заслуживает внимания (как, впрочем, появление любого произведения искусства, не связанного с мыльными операми или драматическим накалом отбора на Евровидение), то истерическое положение вещей, которое сложилось вокруг него в Украине, настораживает.
Ни с того, ни с сего, украинская киноиндустрия целым своим голодным кагалом набросилась на режиссера, у которого где-то в биографии значится слово «Украина», и сделала из него достояние республики. Какое-то время за этим очень весело наблюдать, но в какой-то момент становится просто стыдно: оказывается, единственным поводом для гордости в украинском кино становится фильм человека, который родился в Белоруссии, учился у нас в КПИ, в Москве во ВГИКе, и живет сейчас в Германии, и не считает, что фильмы вообще нужно маркировать относительно национальности режиссера. Эта ситуация напоминает прекрасный эпизод из фильма «Житие Брайана по Монти Пайтону», когда толпа людей, вдохновленных речью Брайана (которого с самого начала фильма все время путали с сыном божьим), начинает бежать за ним по пустыне, провозглашая его мессией:
3. Ну и напоследок – о новом модном веянии в культурной жизни нашей родины: организации кинофестивалей. С какой-то стати в Украине решили, что если своего кино нет, так хоть чужое будем показывать, а заодно зарисуемся на фоне красных ковровых дорожек под вспышки фотокамер. Таким образом у нас теперь кинофестивалей образовалось как собак нерезаных – и все, как один, международные, с солидным патронатом и пафосными пресс-релизами.
В украинском активе есть Киевский международный кинофестиваль, организовываемый Богданом Ступкой на самом что ни на есть нижайшем уровне. Есть Бердянский международный кинофестиваль, который проводился в тамошнем дворце культуры уже в тринадцатый (!) раз. Во Львове имеется свой киносмотр, под названием «КиноЛев», который в этом году проходил под «символическим патронатом» Федерико Феллини. А в мае этого года в Харькове проходил 2-й международный фестиваль короткометражного кино.
Но шутки в сторону, ситуация кинопроката в Украине действительно плачевная, и большинство из вышеупомянутых событий эту ситуацию никоим образом не исправляют, а только порождают немыслимого уровня энтропию. Двух кинофестивалей на территории нашей страны вполне достаточно – и они уже существуют: это «Молодость» и Одесский МКФ.
Организаторам обоих киносмотров предстоит еще решить много вопросов, чтобы выйти на достойный уровень проведения этих событий (программу и решения жюри критикуют везде, и в Венеции, и в Одессе, поэтому мы не будем на них останавливаться здесь подробно): «Молодости» – чтобы снова утвердиться в былом статусе самого важного кино-события Украины, ОМКФ – чтобы от нее не отставать.
Судя по всему, 2010-й год стал годом проб и ошибок для кинематографической среды в Украине. Возможно, именно год 2011 станет годом их исправления.