Объявление было дано в жж, принадлежащем, очевидно, главному редактору этого издания, и включало в себя следующие требования: возраст до 30 лет, приличного уровня знание английского языка и интерес к разнообразным гаджетам, современной музыке и, как ни странно, американским сериалам.
Не к массовому кинематографу, не к артхаусу во всех его первертивных воплощениях, а к американским сериалам, которые, по мнению многоуважаемого редактора, являются неотъемлемой частью современной культуры. Не разделить это мнение практически невозможно, благо, почти каждый уважающий себя теле- и кинозритель следит за развитием сюжета если не в нескольких, то в одном телесериале так точно.
Ни для кого не секрет, что прошли те времена, когда «Просто Мария» была простой, а богатые тоже плакали, – реалии сегодняшнего телевидения диктуют, чтобы сценарные ходы были закрученней, конфликты острее, а характеры – более приближенными к реальности. Ведь кто в наше время проникнется до слез тем фактом, что Хуанита упала с лестницы и потеряла память, а Хосе Игнасио – внебрачный сын Хуана Карлоса?
Начало телевизионного сезона заставляет задуматься над тем, что смотрит зритель отечественный, и чем это отличается от того, что созерцает зритель западный. Конечно, можно было бы попробовать сравнить рейтинги ведущих телесериалов США, Великобритании и Украины, но толку от этого будет мало. Посмотрим, почему. Для примера возьмем три сериала: «Доктор Хаус» (FOX, США), «Шерлок» (BBC1, Великобритания) и «Глухарь» (телеканал «Украина»).
Рейтинг первой серии нового сезона «Доктора Хауса» на канале FOX составляет 4,1% аудитории в возрасте от 18 до 49 лет, в то время как доля этой серии составляла 11%*. При этом количество зрителей, посмотревших серию, составляет 10,5 млн. Что касается «Шерлока», то показы всех трех эпизодов этой любопытной телеадаптации старого сэра Конан-Дойля на новый лад на несколько недель заняли место наиболее популярного воскресного шоу на телеканале BBC1. В частности, на первую серию, показанную 25 июля, пришлась доля 28,5% от всей аудитории, а в общей сложности количество ее зрителей составило около 7,5 млн.
Рейтинг старта нового сезона одного из ведущих сериалов телеканала «Украина» «Глухарь» (если верить официальному сайту) составил 7,65%, при доле 18,23%. Количество зрителей, тем не менее, в два раза меньше количества американских поклонников доктора-мизантропа, и в полтора – смирившихся с модернизацией историй о Шерлоке Холмсе: первую серию «Глухаря-3» посмотрело 5 млн. зрителей.
Весь этот беспощадный поток цифр может послужить вспомогательным аргументом в пользу того, что сравнивать отечественную телепродукцию с западной смысла нет. Представим себе, сколько сотен тысяч зрителей, лишенных возможности смотреть телеканалы FOX и BBC1на своем собственном телевизоре, или за неимением оного, полезли, как нормальные герои, в обход, скачав вышеперечисленные (и не только) сериалы, или дождавшись их выхода на каком-либо из близлежащих телеканалов. Последнее случилось с «Шерлоком Холмсом», кстати – права на его трансляцию купил и весьма достойно перевел и озвучил, российский «Первый канал». Чтобы никого не обидеть, гадать, сколько человек посмотрит хоть одну серию отечественного «Глухаря» (или какого-либо другого сериала, выпускаемого украинскими телеканалами) за пределами нашей родины, не будем.
Увидит ли когда-нибудь украинский телезритель «Шерлока» в эфире, и предоставят ли отечественные телеканалы ему возможность созерцать свежие сезоны популярных сериалов из США с недельным опозданием, как минимум? Хотя надежда на здравомыслие все же теплится, лукавить не стану, – телеканал «ТЕТ» купил права на трансляцию российского сериала «Школа», ставшего одним из важнейших событий минувшего сезона. Правда, время для историй про деток из 9А обыкновенной российской школы выбрано совсем не детское – 23:30 по будням.
В общем, пока на украинских голубых экранах в прайм-тайме бушуют неправдоподобные цыганские страсти и милицейские расследования, большая часть сериалов в США действительно выходит из-под гегемонии внимательного взгляда домохозяйки. В связи с этим, можно, конечно, и «Твин Пикс» вспомнить, который никогда для домохозяек и не предназначался, но суть дела в том, что теперь каждая серьезная телекомпания норовит создать не просто конкурентоспособный продукт, но и вписать свое имя в историю.
Тенденция развития «мыльного» жанра такова, что тому, что принято называть «серьезным кино», скоро придется потесниться и поделиться атрибутом «серьезности» с сериалами. Ведь пока акулы мэйнстрима осваивают азы съемок в 3D, технологию «motion capture» и прочие премудрости, силы драматургии и филигранных сценариев плавно перетекают в многосерийные фильмы. 10 лет назад никто и представить себе не мог, чтобы величайший режиссер нашей с вами современности взялся за съемку сериала, а сейчас это повод для гордости: Мартин Скорсезе, в своем немолодом возрасте, продолжает экспериментировать если не с содержанием (гангстерские драмы для режиссера не в новинку), то с формой его подачи, и принимает активное участие в создании нового сериала от телекомпании HBO, запущенный в новом сезоне.
«Подпольная империя» (Boardwalk Empire), имея в активе такую выдающуюся личность, как Мартин Скорсезе (будучи одним из продюсеров сериала, он выступил также в качестве режиссера пилотной серии), рискует оправдать все возложенные на него ожидания и стать одним из лучших драматических сериалов за всю эпоху существования телевидения. Для этого ему придется подвинуть уже состоявшиеся серьезные драмы вроде «Клана Сопрано» или «Безумцев», которые сравнивают, ни много, ни мало, с произведениями Голсуорси и Апдайка.
Впрочем, этой премьерой ожидания зрителей не ограничиваются – ведь осенью стартуют (некоторые уже стартовали) новые сезоны многих полюбившихся в том числе и украинскому зрителю сериалов: «Доктор Хаус», «Декстер», «Анатомия Грей» и многие другие
Что касается «Шерлока», которому здесь уже была посвящена отдельная статья, то при более близком рассмотрении он оказался менее подходящим для того, чтобы по нему судить о развитии современной телекультуры. Конечно, по количеству современных гаджетов, используемых многоуважаемыми мистером Холмсом и доктором Ватсоном, и модных веяний, отображенных порой слишком напористо, назвать «Шерлока» обыкновенным «мылом» было бы кощунственно. На деле мы имеем качественный продукт, заточенный под максимально гибкую аудиторию – от любознательных подростков, которых давно пора любыми средствами приобщать к старой доброй Англии, и пышущих здоровьем и свободным временем домохозяек до опытных телекритиков, которые посмотрят все серии, нравятся они им или нет.
Тем не менее, конкурировать с сериалами из США британское сериальное дело пока что не может – оно либо слишком тематизированно (вспомним блестящие сатирические сериалы «Да, господин министр» и «The Thick of It»), либо зациклено на леденящих кровь детективных историях, разворачивающихся на фоне старушки-Англии («Убийства в Мидсомере» и «Мисс Марпл»). «Шерлок» пока что умудряется не вписываться ни в одну из этих категорий и очаровывать своего зрителя, несмотря на то, что в угоду интеллектуальной зрелищности и демонстрации сверханалитических способностей Шерлока Холмса, создатели немного пренебрегли сценарием. Впрочем, у них есть возможность исправиться: окрыленные успехом реинкарнации Холмса и Ватсона, продюсеры BBC уже заказали второй сезон, выход которого запланирован на осень 2011 года.
Как видите, новый сезон на ТВ преподносит много открытий чудных, благодаря которым жанр «многосерийки» снова и снова предстает в новом свете. Суждено ли наблюдать эту теле-эволюцию в эфире продвинутому украинскому зрителю – вопрос третий, ведь он (зритель) как раз в силу многих причин оказывается вне поля зрения представителей отечественных телеканалов, по-разному представляющих себе, что такое хороший вкус и как ему соответствовать. Впрочем, о вкусах уже спорить сложнее: в конце концов, кому и Вероника Кастро невеста.
* – рейтинги украинских телеканалов измеряются по системе Нильсена, созданной для анализа предпочтений телезрителей в США в 50-х годах. Поэтому сам рейтинг (первая цифра, которая поменьше) – это процент зрителей, которые включили определенную передачу в любой из моментов времени, когда она транслировалась. Доля, приходящаяся на эту передачу, (вторая цифра) – процент зрителей, телевизоры которых были включены на этот телеканал в определенный временной отрезок (вечерний, утренний и т.д.).