ГлавнаяКультура

​Записки режиссера. Стук в дверь

Недавняя попытка утвердить в должности президента Германии 70-летнего пастора Гаука напомнила мне одну, не такую уж давнюю, но все же весьма полезную для нас историю.

​Записки режиссера. Стук в дверь

2-е января 1992 года вошло в историю Германии как день, когда к исполнению своих обязанностей приступил первый уполномоченный Федеральной комиссии по работе с архивами Министерства государственной безопасности ГДР, харизматичный восточногерманский священник и правозащитник, тот самый будущий кандидат в президенты ФРГ Йоахим Гаук.

Должность эта появилась сразу после принятия в 1991 году закона, согласно которому каждый гражданин Германии получал право узнать, было ли у «Штази» на него досье, следило за ли ним Министерство госбезопасности. А если да, то какая информация от «неофициальных сотрудников» имеется в архивах. «Комиссия Гаука» в таком случае обязана была предоставить заявителю все имеющиеся документы для ознакомления. Парламент Германии мотивировал свое трудное решение тем, что «право на публичный доступ к информации защищено Конституцией как условие для осуществления права на свободу выражения».

Проще говоря, каждый обладает правом на доступ к информации, имеющей публичный интерес, чтобы сформировать мнение, которое он может затем свободно высказывать. И еще один аргумент – крайняя необходимость провести «моральную дезинфекцию» части общества после многолетнего строительства им развитого социализма на фундаменте обрушившегося развитого нацизма. И это не считая уже проводимой на востоке страны поголовной люстрации чиновников, юристов и учителей! 3000 сотрудников комиссии Гаука денно и нощно трудились над восстановлением части уничтоженного коммунистами архива секретных документов и составлением новых файлов.

Но интерес граждан ГДР к своим делам в архивах «Штази» оказался столь велик, что 48 часов спустя после начала работы ведомства Гаука у его сотрудников просто не осталось необходимых для подачи заявлений формуляров!

С 1992 года в ведомство поступило около шести с половиной миллионов запросов. А с содержанием досье уже смогло ознакомиться более полутора миллионов человек! Полтора миллиона – в основном восточных немцев – с горечью и разочарованием узнали, что многие годы они находились под присмотром тайных осведомителей, среди которых во множестве оказались их давние друзья, милые соседи и радушные попутчики, безвестные прохожие и наблюдательные коллеги. А еще – любящие мужья и верные жены, которые самозабвенно шпионили за близкими ради укрепления безопасности первого социалистического государства на немецкой земле.

Памятник рабочим и работникународной полиции в униформе центра информации и документации BStU вБерлине

Вот когда для всех наступили трудные времена! Но за двадцать лет немцы достойно прошли и этот этап личной «дезинфекции». С потерями, но прошли. И идут себе дальше. Конечно, у немецких спецслужб и сейчас есть достаточное количество «добровольных помощников». Но масштаб вовлеченности в это темное дело рядовых граждан теперь уже явно не тот. В связи с этим возникает вопрос – а как бы это прошло у нас? С допуском интересующихся в архивы КГБ, СБУ, ФСБ?

С рассекречиванием слежки и филерских отчетов? С обнаружением знакомых имен и фамилий? С взаимными оскорблениями и полчищем новых доносчиков? С войной на уничтожение всех? С кровью и слезами… Вы себе этот кошмар в Украине представить можете? Еще как! История УССР у нас ведь была длинная…

Вот почему я думаю, что мучительный, но необходимый постсоветский период очищения, скорее всего, еще не скоро коснется нашей страны. Мы, к сожалению, будем и дальше продолжать жить без взаимного покаяния. А значит – и без взаимного прощения. И без счастливой судьбы.

Ведь не зря говорят – что русскому здорово, то немцу – смерть. И наоборот.

Анатолій БорсюкАнатолій Борсюк, режисер, тележурналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram