ГлавнаяБлогиБлог Юрія Огірчука

Извини, подвинься...

С.Курченко продолжает наступление «по всем фронтам»…

Последние события на нашем топливном рынке, как пишет нефтяное обозрение «Терминал», красноречиво свидетельствуют о целенаправленном продолжении реализации умело лоббируемого сценария по его дальнейшей монополизации.

Все ныне происходящее, чем дальше, тем больше напоминает элементарное «выбивание» конкурентов из наиболее привлекательных секторов отечественной нефтянки. После спорного поручения премьера главе Министерства доходов и сборов, которое вызвало целый шквал экспертных комментариев и авторитетных заявлений, а также ряда новых событий вокруг главного «виновника торжества» - группы ВЕТЭК, перспективы украинского рынка нефтепродуктов выглядят все более печальными.  По крайней мере, для его нынешних ключевых игроков и миллионов рядовых украинцев…  

Так, недавно стало известно, что окружение Сергея Курченко, которого не беспочвенно связывают с семьей президента Виктора Януковича, присматривает себе несколько банковских учреждений. Кроме всего прочего группа будет торговать государственной нефтью - конкурс по отбору биржи, которая в 2013 году будет продавать с аукционов нефть, конденсат и сжиженный газ государственных компаний, выиграла Первая независимая биржа, которая принадлежит двум ООО – «Энергорынок» и «Газ Украина-2020». Не менее интересно и то, что ВЕТЭК ведет переговоры о приобретении у «Газпрома» около 5 млрд. кубометров газа в год. При этом общие объемы импорта российского газа не увеличатся - компания заберет на себя часть объемов «Нафтогаза». И это не вызывает никаких возражений у высшего руководства страны! По крайней мере, вице-премьер Юрий Бойко считает что «если ВЕТЭК сочтет экономически оправданным, то сможет начать импорт газа из России», добавив, что «правительство не возражает»…

Таким образом, с течением времени и появлением все новых и новых победных реляций о достижениях «молодого дарования» в лице Сергея Курченко и возглавляемой им группы компаний, этот рыночный феномен превращается в глазах большинства интересующихся наблюдателей в украинский аналог построения семейного бизнеса «поздним» Борисом Ельциным. В роли финансового якоря семьи и тихой гавани последнего «российского демократа», как помним, выступали компании, объединенные деловым гением также в определенной степени «вундеркинда» - Романа Абрамовича, который, при поддержке российских государственных структур, умело выстроил «свою» бизнес-империю, оперирующую миллиардными суммами.

Тем временем, по истечении месяца после памятного поручения Николая Яновича г-ну Колобову и незамедлительной реакции последнего все четче проступает истинная канва подобных инициатив. В свете последних заявлений компании «Ромпетрол Украина» уже не возникает никаких сомнений, что ГК ВЕТЭК абсолютно не приемлет открытой конкуренции в регионе своего наиблагоприятнейшего присутствия – на юге страны. Все бы ничего, однако, обещания уже в скором времени обеспечить за счет загрузки производственных мощностей Одесского НПЗ поставку на рынок до 100 тыс. т нефтепродуктов в месяц, что без малого составляет 10% его общего объема, выглядят не более чем фарс, поскольку схема поставок нефтяного сырья на предприятие еще не утверждена.

В данной связи, недавние проблемы у «Ромпетрол» с таможенной очисткой топлива в Херсоне выглядят не иначе, как реализация намерений поломать диверсифицированную схему поставок топлива на наш рынок  с дальнейшим его переформатированием путем получения дополнительных рычагов, позволяющих без особых усилий останавливать на экономической границе страны любые партии импортируемого топлива. Последнее же является наиболее действенным способом устранения конкурентов с дальнейшим занятием освободившейся рыночной ниши. При этом нынешние «кукловоды» достигают сразу нескольких целей – денежные потоки усиливаются и перенаправляются в нужном направлении, а рынок становится «управляемым и прогнозируемым».

Относительно главного виновника продолжающихся пертурбаций на рынке нефтепродуктов с нами полностью согласен и народный депутат, член профильного парламентского комитета Игорь Васюник, который также считает инициативу Н.Азарова по проверке качества топлива на таможне откровенным лоббизмом. «На рынке нефтепродуктов сейчас лишь один крупный лоббист – это группа ВЕТЭК и Курченко. Практически все трейдеры импортируют топливо через него», – говорит парламентарий. Кроме всего прочего, по мнению большинства экспертов, в качестве ситуативного партнера «молодого да раннего» выступает и группа «Приват» Игоря Коломойского.

При этом попытки поставить заслон качественному импорту в угоду внутреннему производителю вызывают искреннее недоумение специалистов. А все потому, что модернизация украинских НПЗ стоит сотни миллионов долларов каждая. И именно это является причиной постоянного продления стандартов топлива, существовавших без изменения довольно длительный период времени, и ведёт к дальнейшему падению качества реализуемого в Украине топлива. «Гораздо проще лоббировать вопрос о продлении стандартов прошлого тысячелетия и дальше снабжать Украину всякой «мелясой», которая с трудом может классифицироваться как моторное топливо. И государство в этом вопросе не выдержано. Заводы остановились не потому что их импорт давил, а из-за неспособности производить высококачественное топливо... А импорт начал расти, потому что заводы вынуждены были так поступать по экономическим причинам», - считает  президент отраслевой ассоциации Л. Косянчук.

По словам же генерального директора компании «БНК-Украина» Виталия Калугина, практически все трейдеры заинтересованы в том, чтобы была создана всеобъемлющая система контроля качества от момента входа любых нефтепродуктов на территорию Украины и до момента, когда этот продукт попадает в бензобак потребителя, чтобы эта система работала во всех сегментах этого отраслевого рынка.

В данной связи отраслевая ассоциация  призывает премьер-министра Украины Н. Азарова, вместо ненужной возни с контролем качества топлива на границе, поручить Госпотребинспекции усилить контроль качества топлива на внутреннем рынке и увеличить финансирование проверок из госбюджета. По мнению нефтетрейдеров, помимо борьбы с контрабандой, правительству необходимо установить жесткий контроль над поставками нефти и отгрузкой нефтепродуктов с украинских НПЗ. Сегодня такой контроль отсутствует, что и привело к разрастанию неких давальческих схем, налоговая «прозрачность» которых вызывает большие сомнения.

Однако г-да Арбузов и Клименко пока больше ориентированы на усиление контроля над легальным топливом, - поделился мнением анонимный источник в Кабмине, а высокая коррупционная составляющая в таможенных органах может нивелировать эффект от любых проверок на границе…

 

Юрій Огірчук Юрій Огірчук , Аналітик розвитку паливного ринку
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram