Уровень политической поляризации в Америке достигает исторических максимумов. Конгресс последних двух созывов произвел на свет меньше законодательных актов, чем за все время ведения этой статистики.
Суть компромисса
Республиканцы согласились продлить финансирование правительства до 15 января. Министерство финансов США получит разрешение брать в долг (потолок заимствований) до 7 февраля 2014 года. Таким образом, политические силы в Вашингтоне решили не портить рождественский сезон распродаж и перенесли основные баталии на период после Нового года.
Также создается специальный комитет для разрешения бюджетных разногласий во главе с сенатором-демократом Петти Мюррей и конгрессменом-республиканцем Полом Райяном. Комитет должен отчитаться о своей работе к середине декабря. Впрочем, шансы комитета совершить прорыв в переговорах оцениваются экспертами либо как равные нулю, либо как крайне незначительные.
Также, итоговая договоренность содержит мелкие уступки республиканцам по реформе здравоохранения Обамы и ряд ограничений по бюджетным расходам.
Есть одна интересная деталь, касающаяся лимита задолженности. В предыдущем раунде бюджетных баталий 19 мая 2013 г. было последним днем, когда Минфин США мог взять в долг. К этому времени американское казначейство успело набрать долгов «про запас» на 305 млрд. дол., которых хватило на 5 месяцев, до 17 октября. В этот раз аналогичный маневр позволит отложить «Великую битву за бюджет 2014» с 7 февраля потенциально до лета, а то и дольше. Но осенью 2014 г. в Америке промежуточные выборы в Конгресс. Таким образом, бюджетная баталия, скорее всего, придется в разгар предвыборного сезона. И вот тогда прохождение через красную линию «технического дефолта» будет более вероятным.
За первые два года бюджетных войн сторонам удалось сократить только наименее противоречивые статьи бюджета – дискреционные расходы (не предусмотренные законом). Состоянием на сегодня все низко висящие плоды сорваны. Конгрессмены сократили уже все, что можно было сократить – без угрозы быть сожженными на костре «благодарными» избирателями по возвращении из Вашингтона. Далее идут «священные коровы» – Medicare, Medicaid, “Obamacare”, пенсии и реформа налогового кодекса.
Нынешний кризис стал следствием совпадения в одной точке (октябрь 2013 г.) трех значимых событий: 1) провал принятия бюджета на 2014 ф. г., и как следствие – «shutdown»; 2) запуск первой фазы реформы здравоохранения Обамы и 3) достижение «потолка заимствования» и угроза дефолта. Первое ничем страшным не грозит. Провал реформы здравоохранения может похоронить главное достижение Обамы на посту президента – “Obamacare” (а достижений там и так немного). А вот угроза дефолта – апокалипсис вселенских масштабов. Дефолт США является финансовым эквивалентом ядерной бомбы. Жертв будет меньше, сломанных судеб больше.
Позиция Белого дома
Из всех переговоров с республиканцами по бюджету за последние годы Белый дом вынес один урок: переговоры – это проигрышная партия. Это игра, в которой Обама не может победить. В стране, главной проблемой которой являются непомерные расходы, политическая сила, выступающая за их радикальное сокращение (республиканцы), будет побеждать всегда. Выход? Не следует вообще вступать в переговоры. В час Х противник дрогнет и до дефолта дело не дойдет. В сущности, именно так в итоге и получилось.
Во всем виноваты республиканцы?
В произошедшем кризисе американцы склонны больше винить республиканскую партию (53% американцев), чем Белый дом (31%).
Только 24% американцев позитивно относятся к республиканской партии по последним опросам. И только 21% респондентов уважительно отзываются о «Чайной партии» (наиболее радикальной группе республиканцев). Республиканцы теряют позиции. Отдельные эксперты высказывают точку зрения, что радикализация республиканской партии является главным источником потрясений американской экономики в последние годы. Поражение республиканцев т. е. должно быть благом.
Переход всех ветвей власти к демократам в 2014 г. сулит большие перемены к лучшему. Но тут есть одна загвоздка. Демократы вовсе не намерены решать проблему неплатежеспособности США. Ряд левоцентристских экономистов, вроде Пола Кругмана, вообще считают проблему надуманной и призывают брать больше в долг, пока дают. Ему вторит Мартин Вульф из Financial Times: «решения не воспользоваться исключительными возможностями, дарованными сверхнизкими процентными ставками для крупного наращивания инвестиций, являются непростительной ошибкой».
На самом деле, уже нарастили «инвестиций» по гроб жизни, на 17 трлн. дол. До Второго пришествия кто-то будет расплачиваться. Каждый американец сейчас уже рождается с долгом в 416 тыс. дол. Куда и для чего набирать долги дальше непонятно.
Напомню, национальный долг США сейчас эквивалентен примерно ста экономикам Украины. Демократы считают, что американские элиты недоплачивают налогов (это правда) и нельзя закрывать дыры в бюджете «за счет простых людей» (сладкая ложь). Простые люди – это до 72% бюджетных расходов. Без их «участия» сделать ничего не получится.
Поэтому поражение республиканцев никак не избавит Америку от периодических бюджетных потрясений, потому что главный источник проблем – кризис платежеспособности. Он имеет структурную природу.
Представители «Чайной партии», главные авторы нынешнего кризиса, вероятно, проиграли больше всех. Их влияние все чаще описывают как «разрушительное и хаотичное – два слова, – пишет Маргарет Карлсон из Bloomberg News, – которые бизнесмены не любят больше, чем налоги и регулирование».
Грядет смена тактики. Когда республиканцы в следующий раз решат взять в заложники американскую экономику, они сделают это более умело.
Почему республиканцы применяют тактику балансирования на грани финансовой катастрофы? Потому, что она работает! Республиканцам удалось в 2011 г. выудить из президента Обамы уступки на 2.1 трлн. дол. Ничего в Вашингтоне не происходит без кризиса. Последние годы – это аксиома американской политики.
Какой дефолт? У нас ралли!
Финансовые рынки росли практически безостановочновсю неделю перед предполагаемым дефолтом. В считанные часы перед Армагеддоном индекс DowJones рос на 200 пунктов.
Главный парадокс политических кризисов в Вашингтоне в том, что они нередко улучшают позиции США vis-à-vis к другим центрам мировой экономики. Почему? В нашем маленьком мире некуда бежать. В Европе ситуации еще хуже. Китайский рынок непрозрачен и недотягивает по размерам. Инвесторы в условиях паники начинают выводить свои средства. Куда? Из рисковых активов (вроде Украины) обратно в американские долговые обязательства.
Это позволяет Америке занимать деньги еще дешевле и безрассуднее. И вечеринка продолжается. Искусственные политические кризисы позволяют отсрочить настоящий кризис платежеспособности, так как нестабильность тянет доходность долговых бумаг вниз (т. е. можно брать в долг под низкий процент). «Если будет очередной безрезультатный раунд сражения за потолок заимствований, мы получим более низкую, а не высокую доходность по 10-летним долговым обязательствам», - полагает Мухаммед Эл-Эриан, исполнительный директор PIMCO.
Поразительно, но никто, не только в Америке, но и во всем мире, не хочет, чтобы США решали свои бюджетные проблемы прямо сейчас. Все хотят пережить бурю, отложить решение проблем на годы, а потом… А потом проблемы эти будет решать уже следующее поколение политиков.
Другие страны (в том числе и Украина) кровно заинтересованы в сохранении крупных структурных дисбалансов в американской экономике (особенно популярны раунды количественного смягчения). Если американские политики решатся на реформы, для остального мира это станет шоком. Рецессии, паника на финансовых рынках, беспорядки, падение правительств и, в отдельных местах, революционная смена власти. Таков примерный список возможных последствий. Америка, которая не создает по полтриллиона долларов новых долгов каждый год – это совсем другая Америка и другой мир.
Ключевая категория игроков, которые косвенно препятствуют решению бюджетных проблем Америки – это финансовые гуру, инвесторы, трейдеры, и часть финансовых элит. Они, подобно Уоррену Баффету, склонны считать происходящее в Вашингтоне «крайним идиотизмом». Политические игры плохо влияют на рынки, прерывают экономический рост, оставляют без работы сотни тысяч американцев. Аргументы солидные.
Но следует вспомнить докризисные годы, 2003-2007-й. Все росло, все развивалось, мир процветал. Даже Украина с горем пополам ползла к светлому будущему. И тут, откуда ни возьмись, беда. Большая беда. Рынки в свободном падении. Люди без работы и средств к существованию (не на две недели, как при «shutdown», а на долгие годы).
Доминирующее убеждение на Уолл-Стрит – никто не знал, что так будет. Никто не мог предвидеть Такого! Реальность: все знали, все предвидели. И все молчали. Кто-то, подобно GoldmanSachs, ушел с рынка вовремя, кто-то, подобно BearStearns и LehmanBrothers, просчитался. И теперь, в 2013-м году, все понимают, что происходит. Нарастает кризис суверенных долгов. На рынке долговых обязательств в геометрической прогрессии растет новый пузырь – «пузырь пузырей».
Этому пузырю, как «Великой депрессии» 80 лет назад, суждено будет покончить с властью Уолл-Стрит на долгие годы. Какой ценой? Об этом промолчим. Но важно знать, что любой, кто выступает за то, чтобы «приспустить» пузырь, тем более лопнуть его, получает бурю неодобрения. Их называют врагами экономического роста, ретроградами, не принимающими во внимание «фактор глобализации». Дисбалансы должны расти, ибо это источник жизненной силы для финансового сектора и для всей мировой экономики в её современном виде.
Истинный объем проблем
Общий долг США оценивается в сумму 60-70 трлн. дол. (или еще больше). Сюда входят национальный долг – 17 трлн. дол., долги штатов и муниципалитетов – более 4 трлн., долги предприятий с гос. участием – минимум 6 трлн. дол., часть баланса Федрезерва – 1.8 трлн. (кроме трежерис), долги по ипотеке – 12.9 трлн., кредитам на высшее образование – 1 трлн., кредитным картам – 850 млрд., плюс неоплаченные обязательства по пенсионным фондам – 26.5 трлн. и медицине для пенсионеров – 27.6 трлн. Суммы не поддаются разумному описанию (см. http://usdebtclock.org/). Чтобы расплатиться по таким долгам американской экономике каждые пять лет нужны изобретения масштаба электричества, конвейера Форда, двигателя внутреннего сгорания. Ни новый Iphone, ни новый Ipad не спасут.
Искусственные кризисы нужны
Долговой лимит для Соединенных Штатов – это важный момент для размышлений. Когда он проходит незаметно, это лишает политические силы шанса глубоко задуматься о существующих проблемах. Только два раза в году – при принятии бюджета и при прохождении потолка заимствований – у политических сил в Вашингтоне есть шанс как-то повлиять на долговую динамику. Мантра Белого дома: поговорим позже – и «позже» не наступает никогда. Только два раза в году основные политические силы вообще серьёзно разговаривают друг с другом на эти темы.
Кризисы, подобные нынешнему, нужны. Они вселяют надежду, что пациент (американская политическая система), скорее жив, чем мертв. Экономические потери от бюджетных кризисов, «shutdown», и угрозы дефолта могут быть очень существенными – 0.5% ВВП, 1% ВВП и больше. Но их нельзя сравнить с угрозой самоуспокоения, плавного упадка и, в конечном итоге, системного взрыва. Если бы другую, известную нам из недавней истории, сверхдержаву преследовали периодические кризисы, снимающие по 1% ВВП хоть каждый год, а не один сплошной застой, то мир сейчас выглядел бы иначе. Искусственные кризисы заставляют думать. Это способ разбудить общество и подогнать политическую элиту к решению. Общественная мобилизация вокруг имманентной угрозы нередко позволяет творить чудеса.
Пришло время делать трудный выбор. Америка стоит у кассы, собирается расплачиваться. В корзине у неё у самые могущественные в мире вооруженные силы, самая щедрая система пенсионного обеспечения, самая дорогая (но не самая качественная) система здравоохранения, и… бублики. Америка заглядывает себе в кошелек, а там... Из всего выбранного, позволить она себе может только бублики.