ГлавнаяБлогиБлог Елены Боришполец

В ожидании Яна Гуса, или два лица одной независимости

«Инстинкт художника сильнее страха и отвращения»

Дмитрий Быков

Из романа «Эвакуатор»

Как часто человек испытываем разочарование? Ровно с той частотой, с которой он способен очаровываться. Предметы и объекты, повергающие нас в череду обратной стороны медали, могут быть очень разные. Наверняка, в период постреволюционного синдрома ожидания реформатора от природы, разочарование – одно из главных ощущений человека, вовлеченного в свою судьбу в стране. Украинский человек – не исключение. Мы ждем новостей о распрекрасной заморской льготной торговле, о культурном фуникулере, о страшном суде над коррупционером чиновником, а дожидаемся повышения тарифов на воду и электричество.

Фото: EPA/UPG

«Vivat Франция!». Вот уж, где каскад революционных зрелищ и последовательных разочарований, был во всей красе. Флобер не выносил всякую форму правления, равно ему не нравились и любого рода партии. Он косо смотрел на все религии, отдавая отчёт себе только в том, что их не может не быть. И вот, мы имеем и революции, и гибридную войну, и религиозные битвы за овец. И разочарование, как повседневную формулу всех основ. Но поскольку, мы легко можем обратиться к исторической какой-никакой правде, и сложить пазл перспектив, с учетом геополитической повестки дня, то у нас есть шанс не частить с разочарованиями. Потому, что входить в одну и ту же воду дважды, не только нельзя, но и незачем. В ближайшее время, в качестве превентивной меры, чтобы не обуглиться сердцем окончательно, желательно надеть костюм Флобера. От обстоятельств непреодолимой силы, защита не бог весть какая, но защита от разочарований – гарантированная. Как можно разочароваться в чем-то во что не верил, что не любил, чего не искал? Никак. Пострадать можно, но разочароваться нельзя. Однако про страдания не в этот раз.

Конечно, нужно помнить, что не все разочарования жизни несут в себе нагрузку негативную, из какой бы сферы они не приходили. Глобальную или локальную, личную червоточину на яблоке, где негде ставить пробы. Но вынуждена признать, что мы, однако, магическим образом притягиваемся с каждым объектом/субъектом наших разочарований.

Я три года заглядывала в окна одного ресторана с центре Одессы. Мельком. Украдкой. Как агент MI6. Я поглаживала в кармане серого тренча воображаемую прохладную Беретту, поглядывала на столь же воображаемые Rolex, и бесследно исчезнув во тьме опасных переулков, спешила на задание руководства. Мне страшно нравился экстерьер ресторана, его манящий свет причудливых хрустальных люстр. Люди, которые его посещали, казались мне героями хорошего режиссерского вкуса. Я не смела переступить порог этого заколдованного заведения. Я его уже любила, и тем была счастлива три долгих года. Но притяжение никто не отменял, и настал день, когда я ворвалась в таинственный ресторан, словно фурия. Не став ничего разглядывать, проскакала на второй этаж, вышла на миниатюрный балкончик с фигурной балюстрадой, и закурив сигарету, страшно пожалела о своем поступке. Я словно сдала врагам конспиративную квартиру. Я завалила миссию. Ресторан, к счастью, оказался не плох, но никакого волшебства в нем больше не было.

Но разве так уж редко мы открываемся навстречу разочарованиям? Одна добротная революция, один ресторан? Если бы. По стечению обстоятельств, два театральных сезона подряд я не могла попасть в Киевский молодой театр на моноспектакль «Синий автомобиль», с уважаемым мною Алексеем Вертинским в главной роли. Однажды, я даже купила билет, но до театра так и не доехала. Решила, что не судьба, и театрально вздыхала при любой информации о чудесном спектакле, которая поступала ко мне так или иначе. И в общем, не глядя постановки, я любила и ее тоже. Восторженные отзывы, свет софитов, печатная машинка, вокруг Вертинского разбросаны белокрылые рукописи. Все эти картинки из интернета, сделали свое дело. Но притяжение, притяжение беспощадно. Неделю назад спектакль привезли в Одессу. И именно в день показа, я посещала театральные кассы. До спектакля оставалось два часа. В любой другой ситуации, я бы не успела на него попасть. Но не в этой. Разочарование не любит ждать. Оно тянется к тебе, и ты сдаешься на милость всем богам олимпа. В память о нашей со спектаклем платонической любви, я не расскажу, как это было из рук вон. Но грусти моей никто уже не исцелит.   

Чтобы избежать большую часть уготованного нам другими, достаточно вовремя отказаться от предложенного.  

С Днем Независимости Украины всех, кому знакомо слово «выбор».

Елена Боришполец Елена Боришполец , Поэтесса, Одесса
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram