Ведь именно Н. Д. Кондратьев выдвинул в 1926 году теорию длинных волн (циклов).
Именно он тогда впервые утверждал, что капитализм стоит накануне одного из величайших кризисов. Причем Кондратьев на основе конкретных расчетов взялся показать ту временную точку, в которой капитализм будет наиболее уязвим. Он тогда обобщил огромное количество данных за последний век человеческой истории, в свои таблицы Кондратьев включал буквально всё: цены на хлеб и золото в разные периоды, даты величайших научных открытий, спрос на пеньку и каменный уголь, периодичность развязывания войн и т. д. Результаты, которые ученый получил, оказались сенсационными.
Однако, то, что капитализм стоит накануне величайшего кризиса, ему не поверил никто. Буквально за два года до знаменитого краха Нью-Йоркской биржи Н. Кондратьев предсказал вступление мировой экономики в кризис и «плодотворную бурю разрушений». Более того, Соединенные Штаты в то время бурно проживали свой «золотой век». Но совсем скоро США ухватились за предсказания ученого, как утопающий за соломинку.
Ведь кризис грянул в Америке в точно указанный Кондратьевым срок. Это была Великая депрессия. К сожалению, американцы сумели понять Н. Кондратьева только задним числом. Однако бурное признание Западом до ученого доносилось лишь глухим эхом. К тому времени он в СССР был объявлен врагом народа, и уже отбывал тюремный срок. В 1938 году экономического пророка расстреляли.
Но даже то, что советский ученый Н. Кондратьев успел сделать, возводит его в разряд выдающихся исследователей. Ведь в объяснении кризисов он сумел продвинуться гораздо дальше того места, где немецкий гениальный экономист К. Маркс поставил точку в своем всемирно известном «Капитале».
Напомню, первое, на что обращал внимание Н. Кондратьев, - это на то, что на построенной им в результате расчетов диаграмме четко просматривались не только кризисы коротких и средних волн, но и волны кризисов длинных, которые оказывали на различные общества колоссальное влияние. И Запад назвал длинные волны кризисов его именем – «кондратьевскими». Такой временной период составляет от 40 до 50 лет. В волне две фазы – повышательная, которая знаменует развитие и бурный рост экономики, и понижательная, характеризующая спад и кризис.
Расчеты ученого показали, что самые сильные и сокрушительные – это длинные волны кризисов, случающиеся раз в несколько десятков лет. Разрушения, которые они производят в экономике, похожи на океанский шторм. И в таком случае экономики стран рушатся, как корабли под ударом девятого вала. Продлив чуть далее свою диаграмму, Кондратьев сумел предсказать точную дату Великой депрессии в США. Но вряд ли советский ученый, как и К.Маркс, заслужили бы звание экономического пророка, предсказав только Великую депрессию. В конце-концов с одним предсказанием можно и угадать. Поразительно другое. Если еще далее продлить кондратьевскую диаграмму и наложить на весь XX век и начало века XXI, то мы получим и системные кризисы, которые переживала мировая экономика в начале 70-х годов, и точное указание на нынешний кризис.
Тем не менее, пройдя «девять кругов ада» двух мировых войн, «старый» капитализм преобразился. Техническая революция и развитие массового производства дали возможность сочетать относительно высокую зарплату со значительной прибылью и дешевой продукцией. Появились средний класс, социальные гарантии, общество потребления, идейное знамя «прав человека». Обрело былую силу и «человеческое лицо» капитализма, склонив таки к середине 80-х годов на свою сторону долгое время колебавшиеся чаши весов в холодной войне. Наступило время победного шествия по миру под флагом «демократических свобод» неолиберальной революции и рыночной экономики.
Но тогда почему в последние годы Запад, отлично знающий труды Н. Кондратьева, так бездарно проморгал начало последнего системного финансово-экономического кризиса?! Отчего различные европейские и американские институты так долго утверждали, что падение индексов на рынках – явление случайное и кратковременное. Думаю, что высокопоставленные чиновники поддерживали и продолжают поддерживать именно те экономические теории, которые им выгодны. Не поэтому ли правительства многих стран мира исключают из своих официальных программ теорию кризисов?
И всё же, сейчас экономисты продолжают дискуссии о том, в какой части кризисной волны мир находится. Но то, что современный кризис именно «кондратьевский», более затяжной, чем остальные, сомнений нет, ни у кого. Зная это, можно предсказать, что в 20-30 годы текущего столетия количество вооруженных конфликтов в мире сильно возрастет. В кризис, отмечал Н. Кондратьев, общество настойчиво ищет выход из тупика.
Наконец, чтобы ни говорили о волнах (циклах) Н.Кондратьева, они еще ни разу не давали сбоя. Еще К. Маркс говорил: «Кризис – лучшая почва в подготовке революционных преобразований». Советский ученый трактовал те же преобразования, но чрезвычайно широко. Поэтому, возможно, уже не за горами, когда в лидерах мы увидим не ЕС и США, как это было на протяжении множества предыдущих десятилетий, а иную страну, например, Украину. Возможно, именно сейчас мир стоит на пороге столь мощной технологической революции, что все прошлые достижения нам покажутся «каменным» веком. А устройство общества претерпит таких фундаментальных преобразований, что станет, как говорят ученые, - интегральным. То есть вберет в себя самые лучшие и доброкачественные черты от капитализма, социализма и различных национальных систем. И еще одна очень важная очистительная задача этого кризиса – он свергнет многие из нынешних элит и во весь голос заявят о себе молодые политики, ученые и реформаторы.