ГлавнаяБлогиБлог Жанны Балабанюк

Смогут ли местные элиты сформировать будущее Украины на ближайших 10-15 лет

Видение развития нашей страны у наших политических элит на ближайших 5-10-15 лет на данном историческом этапе развития отсутствует. С момента независимости Украины ни одна власть даже не делала попыток целостно и серьезно подойти к вопросу стратегии развития страны к 2020-2030 годам. Но если центральная власть не думает о будущем страны на ближайшие десятилетия, возможен ли другой путь? Можем ли мы с низу, с уровня развития общин, городов и регинов выходить на приоритетные направления развития страны? Речь идет в первую очередь в определении наиболее ключевых проектов для развития регионов и территорий и их реального запуска уже сегодня. На наш взгляд такой подход поможет запустить инфраструктурные проекты в регионах и межрегиональные, создать новые рабочие места, создать условия для повышения самозайнятости населения, то есть роста предпринимательской активности. Это то, что уже сегодня могут сделать региональные элиты в контексте децентрализации.

Как это возможно? Функционально-факторный анализ всех органов местной власти путем анализа соответствия миссий как областных, районных администраций так и объединенных и не объединенных общин, их формализованных и выполняемых функций, вычленение функций которые дублируются (ликвидация дублирования), создание перечня функций, которые местная власть должна выполнять, однако не выполняет сейчас. Формирование перечня продуктов, которые создают местные органы власти. Оценка вклада каждого местного органа власти в развитие региона и государства в целом. Просмотр и моделирование обновленных функций местной власти, создание стратегий развития регионов.

Что нужно делать?

Первое, проведение стратегических сессий на уровне каждой общины, объединенных общин, городов, определения миссии, принципов, целей, задач, приоритетов с выходом на дерево целей и конкретные проекты и формирование проектных команд. Для этого нужно вовлекать как местную власть в виде глав общин, объединенных общин, депутатов общин, мэров городов и их заместителей начальников департаментов, представителей центральной власти на местах, так и местного бизнеса и общественных активистов и организаций. При этом изначально хотим отметить что для больших городов миллионников нужно разрабатывать отдельную модель с задействования в процесс всех заинтересованных сторон.

Второе, проекты полученные по итогам первого этапа важно прогнозировать по приоритетности выполнения и масштабах выполнения. Какие можно делать самостоятельно, а какие объединив усилия с другими общинами и городами, регионами или на национальном уровне. Вмести с этим на данном этапе важно также правильно распределить какие проекты:

• будет выполнять местная власть;

• будет выполнять центральная власть (региональные, межрегиональные, национальные программы);

• будет выполнять бизнес совместно с общественным сектором и общественными и местными активистами;

• создать офисы развития региона на базе местных органов власти в которых совместно будут работать местная власть и общественные организации и инициативы, активисты, и бизнес;

• создать прозрачную систему отчетности, мониторинга и контроля в онлайн режиме.

Третье, проекты которые носят межрегиональный и национальный характер рассмотреть на национальном уровне публично с участие ВРУ, КМУ и президента Украины. Многочисленные организации, ассоциации могут провести такое публичное мероприятие в Киеве и показать центральный власти как они видят развитие страны на 2020-2030 годы и какую нишу займет каждый регион в данной стратегии. И задать ключевой вопрос центральной власти — Какое у них видение развития Украины в ближайшие два десятилетия? По результатам совместной работы выйти на приоритетные индустрии и отрасли развития экономики на 2020-2040 годы. Определить какие профессии и специалисты нам будут нужны, кого уже сегодня ВУЗы и школы должны готовить, как нужно модернизировать существующие предприятия и какие нужно создавать новые. А также понять какой должна быть новая модель органов исполнительной власти Украины, приоритеты развития регионов.

Кто ответственный?

Главы областей, районов, депутаты местных органов власти, мэры городов, главы объединенных общин, общественные организации, инициативы и активисты. А также активное привлечении ученых, консультантов и бизнес-среды. Если центральная власть не готова подумать про развитие страны. Тогда каждый ответственный гражданин, и особенно местная власть — должны запустить этот процесс. Это также вызов для местных элит, показать насколько их действительно беспокоит и они готовы вносить свой вклад в создание стратегии страны.

Что нужно учесть

Первое, бюрократическая система и чиновники со стажем будут делать все, чтобы сохранить свои должности и часть функций, что будет тормозить и саботировать процесс на всех уровнях.

Второе, реструктуризация предполагает пересмотр функций, сокращения ненужных, а важно идти не от функций, которые выполняют органы власти, а от услуг, которые предоставляет или не предоставляет государственная и местная власть (это и привело к тому, что некоторые услуги в которых население не нуждается выполняются и не выполняет те, которые нужно).

Третье, реструктуризация отдельных органов центральной и местной власти без единой стратегии и долгосрочных целей развития государства — не будет работать на перспективу развития страны, а будет только решать некие частные задачи на уровне каждого региона если она не будет консолидирована и не запустит процесс создания Стратегии Украины на 2020-2030 годы.

Жанна Балабанюк Жанна Балабанюк , Консультант, ученый, гражданский деятель
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram