Директорка «Артсвита» Ирина Поликарчук комментирует:
«Артсвит» в своих проектах обращается к теме города, исследует Днепр, его наследие, его культуру, общество. Мы решили ввести отдельную тематику - представить жителям Днепра культуру и искусство других регионов. В Украине уже несколько лет существует подобный проект. В этом году он назывался СлободаКульт. Культуру Слобожанщины представили на Закарпатье (в Ужгороде и Мукачево). Потом культуру Закарпатья повезут в другой регион. Но у них масштаб гораздо шире - там и музыка, и театр, и литература, и визуальное искусство. Мы не ставим такую глобальную задачу. Мы ограничиваемся выставкой и образовательной программой в рамках выставки. Первым в этом направлении стал Хмельницкий. Мы давно подружились с арт-центром «Масло» (единственным современным культурным пространством в городе) и обсуждали возможные совместные проекты. Дальше в планах представить проекты и из других регионов».
Преднамеренно «Масло» выбрали трех художников, которые прежде не были в городе Хмельницком. Все они – представляют три страны: Беларусь, Польша, Украина. Идея резиденции заключалась в попытке создать портрет незнакомого города, включить художников в контекст нового места, познакомив с особенности ментальности. Медиум фотографии в этом исследовании оказался наиболее подходящим, так как именно он позволяет вынести проблематику и межличностные городские конфликты в поле зрения общества. Метод фотографии, сколько ни говори о порождении новых контекстов и смыслов, остается наиболее конкретным способом передачи действительности, стремясь к объективности. А именно это и было основной задачей проекта.
Хмельницкий – это один из тех особенных городов, о которых редко пишут и еще реже исследуют. В этом, вероятнее всего, и заключается его притягательность, новизна и важность. Города с небогатым культурным бэкграундом – это всегда находка для художников. Он - доколумбовская Америка, терра инкогнита контекста современного искусства Украины.
Открывать новые территории украинского поля экспериментов важно, потому что это как никогда актуализирует тему тесной взаимосвязи человека и города. Этим же сейчас занимается мариупольская резиденция «З.міст», недавнее харьковское исследование «Місто.ХА», «СлободаКульт».
В рамках «Хмельницкой выставки» три фотографа представили три разных, но контактирующих друг с другом проекта. Все они о знакомстве с городом в разных его обличиях и формировании новой украинской идентичности. Хмельницкий предстал в поле межличностной (между фотографами) и общественной дискуссии (впоследствии). Получился очень целостный и комплексный диалог.
Белорусский художник Алексей Шинкаренко исследовал историю города в фондах Государственного архива Хмельницкой области и Музея истории города Хмельницкого. Он работал с архивами 50-60-70-80-х годов. На выставке представлены выбранные материалы. Фотограф считает, что основной интерес представляет язык и форма описаний архивных материалов. Проект экспонируется в форме арт-буков, в которых мы можем освежить в памяти (или узнать) как советский человек жил повседневностью, отмечал праздники, какие идеалы были господствующими и как он об этом говорил. Языковые клише воссоздают основу поведенческой парадигмы того времени. Три истории рассказывают зрителю о циркуляции советской мифологии длиною в несколько десятков лет. Советские мифы – это именно то, что принято смущаясь прятать в закоулки памяти, небрежно комкая, надеясь, что не всплывет. Это сглатывать слова, которые не были сказаны. Это вырывать страницы из середины. Те, которые были кульминацией, объясняли суть всего написанного. В своем проекте Шинкаренко обращается именно к этим явлениям.
Мариуш Форецки попытался втереться в доверие городу, говорить с ним на одном языке и ассимилироваться, покрыться общим цветом. Он окунает нас в непереводимую славянскую тоску, общие на всех настроения беспомощности и нового украинского декаданса, обличая и эстетизируя их. В своих работах обращается к Хмельницкому, как целостной личности, которая пытается объяснить свои детские травмы и ожоги, шрамы на коленках и уставшее настроение. Он погружается в его социальную среду, исследуя установки, шаблоны и модели существования. Форецки и Шинкаренко вступают в диалог, гласно или негласно разбираются в советском наследии вместе. Фарецки также говорит с людьми-носителями советского отпечатка, подозревают они об этом или нет. В его фотографиях отображены все болезненные ранки прошлого и настоящего, в котором годами формируется новая для города и страны идентичность.
Валерий Милосердов представил проект «Средства связи» о формировании новых социальных связей в украинском обществе. Серия состоит из трех частей: портреты людей, которые передают на фронт собственноручно выращенные еду и вещи, портреты необходимых на фронте продуктов, портреты волонтеров, которые выступают медиаторами во взаимосвязи незнакомых, но болезненно родственных людей. Для Днепра на фоне трагичных событий в стране – этот проект особенно интересен. Ведь Днепр – прифронтовый город, в котором развито волонтерское движение и перманентно чувствуются отголоски войны.
Негласно проект «Хмельницкая выставка» повествует о неприспособленности современного украинского города к европейским реалиям. В некотором смысле, не имеет значения, что именно Хмельницкий, Днепр или любой другой город страны. Суровая действительность заявляет, что она еще очень плохо подготовлена к настигающим переменам современности. В поле изображенной реальности пока что нет места инаковости, свободомыслию, равных возможностей для всех членов общества и толерантности. Все, как и прежде. Все на своих местах. Советская нетерпимость, местами глупость и легкомысленность все еще внутри нас, пусть на горизонте будущего уже есть улучшения. Этот проект фиксирует формирование новой идентичности, постепенное, но долгое и мучительное освобождение от старой, такой приятной к телу. Помимо этого, мы, как зрители и наблюдатели, становимся свидетелями продолжительной общей депрессии, которая затронула все слои общества, всех возрастов и настроений. Говорить о городе важно и нужно, чтобы продолжать и продолжать ковырять раны, абсцессы прошлого, которые сидят так глубоко, что и не рассмотришь невооруженным взглядом. Ковырять, пока не избавимся от всего лишнего, болезненного и травматичного. Может когда-нибудь заживет. Может быть все-таки регенерирует и мы обо всем болезненном забудем. Как долгий, странный и такой мучительный сон.