Похоже, власть решила перехватить инициативу у политических сил, как правило, оппозиционных, которые уже давно говорят о том, что объединенные территориальные громады должны получить дополнительный ресурс для социально-экономического развития. Поэтому неудивительно, что возникают вопросы о том, действительно ли это ответ власти на те вызовы, которые ставит децентрализация, или это подготовка к президентским и парламентским выборам?Если это ответ на вызовы политической конъюнктуры, то передача земель за пределами населенных пунктов в собственность объединенных территориальных громад направлена на то, чтобы выбить почву под ногами оппозиции, не дав дополнительных аргументов относительно убеждения электората в оторванности власти от реалий развития громад базового уровня.
Вообще длительный период именно коммунальные земельные активы выступали действенным фактором наполнения местных бюджетов, особенно в период подъема экономики (2000-2008 годы), когда деловая активность требовала расширения территориального базиса ведения производственного и коммерческого бизнеса, что приводило к повышенному спросу на земли населенных пунктов.
Предприниматели пытались правдами и неправдами завладеть земельными активами, чтобы сформировать основу для расширенного воспроизводства собственного бизнеса. Но, начиная с 2009 года, поступления средств от продажи земель в местные бюджеты начали интенсивно уменьшаться, что было обусловлено как кризисными явлениями в национальной экономике, так и низким уровнем ликвидности земельных участков, которые выставлялись на продажу (рис. 1).
Рис. 1. Поступления средств от продажи земли в местные бюджеты*
* Расчеты European Analytical Centre по данным Государственной казначейской службы Украины
Если в 2007 году от продажи земель в местные бюджеты поступало 2,85 млрд. грн., в 2010 – 1,36 млрд. грн., то в 2017 – 1,27 млрд. грн. В сопоставимых ценах падение поступлений в местные бюджеты от продажи земли еще более интенсивное. Так в 2017 году по сравнению с 2007 годом объем поступлений от продажи земли в сопоставимых ценах уменьшился в 11,5 раза.
То есть продажа коммунальных земельных активов перестала быть таким весомым источником наполнения местных бюджетов как в предыдущие периоды (до 2009 года). Передача объединенным территориальным общинам земель за пределами населенных пунктов потенциально сформирует дополнительный ресурс для наполнения местных бюджетов. Но здесь могут быть разные сценарии использования дополнительного ресурса.
Первый сценарий (путь наименьшего сопротивления) – продажа этих земель при отсутствии институциональных ограничений в отношении их свободного оборота; второй сценарий – передача в аренду предпринимательским структурам или предпринимателям-физическим лицам и получение арендной платы за их использование; третий сценарий – использование объединенными территориальными общинами этих земель при реализации проектов государственно-частного партнерства.
Если провозглашенная Гройсманом передача объединенным территориальным громадам земель государственной собственности за пределами населенных пунктов произойдет, то громады получат достаточно мощный ресурс для наращивания темпов социально-экономического подъема. Другое дело – воспользуются ли они этим ресурсом рационально?