ГлавнаяБлогиБлог Василия Артющенко

Инвестиции по-украински и "краудфандинг"

Часто бывает, что замечательные бизнес идеи пропадают, т.к. инвесторы и их помощники банально не "въезжают" в новинку проекта. Мне нравится, как называют таких людей на западе – short-minded (short – короткий, mind - ум). И все это чепуха относительно того, что у нас в стране есть венчурные инвесторы, это скорее обычные инвесторы, которые хотят называть себя этим модным словом, которое связано с инновациями.

Какой украинский инвестор пойдет на риск потерять 80% вложенных средств, чтоб остальные 20% пронесли сверхприбыли? Вот-вот… А ведь это и есть венчурный бизнес. В то время, как перспективных молодых предпринимателей достаточно, знаю даже нескольких, которым вроде бы успешно удалось завязаться с инвесторами из Силиконовой долины.

Отечественный инвестор мыслит следующим образом: я тебе даю деньги, ты мне – 90% в компании. Или приблизительно так: вот, мол, тебе 10% за управление проектом. Наверное, с точки зрения инвестора в этом есть логика (так работает бизнес по-украински), но уж никак ее не видит автор перспективного проекта.

Как-то раз видел человека, который потратил уйму усилий на встречу с инвестором-мультимиллионером, а на той самой долгожданной встрече предложил ему бизнес "автоматы, в которых можно покупать семечки" (как автоматы с кофе, только тут семечки). Конечно, в случае желания инвестора вложить деньги в такой бред, он смело может требовать 90% или более. Но когда речь заходит о таких секторах как информационные технологии, интернет, финансовые сервисы, софт, которые способны "выстрелить", никто не отдаст инвестору 90%. Разве что при инвестициях от $500’000, но для украинского венчурного рынка это маловероятная случайность, если вообще реальность.

Украинский инвестор в подавляющем большинстве особо ничем не отличается от рядового украинца, кроме количества цифр на банковском счету. Единицы мыслят в правильном русле и открыты к диалогу, каким-то инновациям, словом, идут в ногу со временем – это жизненно необходимо в современном мире; у остальных же инновации ограничиваются "айфоном" в руке и заказом вебсайта для своей компании. Вот вам пример: в 2007 году у меня был проект ресторана/клуба стоимостью в "вилке" $300’000-450’000 (в зависимости от арендуемой площади), который благополучно проглотил один из китов нашего ресторанного бизнеса. Формат где-то такой же, как сейчас в известном клубе на территории стадиона киевского Динамо, но во всем остальном проект был куда более "продвинутый".

В 2008-м были все шансы его запустить, но начался кризис (использовать его во благо додумались единицы) и инвестор принял для себя следующее решение – буду развивать действующий бизнес по франшизе, а новые проекты отложим до лучших времен. И вот она! Вот самая большая ошибка украинских инвесторов – страх перед чем-то новым, действительно новым. Безусловно, любой инновационный бизнес, обещающий большие прибыли, несет в себе риски выше среднего, но без этого никак, это взаимосвязанные параметры. По итогу той ситуации в 2008 году смотрю на все с ухмылкой. Сеть дорогих и модных ресторанов превратилась в сеть общепитов уровня выше среднего, около трети бизнеса закрыли (стоит заметить, не по вине ресторатора, но факт остается фактом), единственный ночной клуб в этой сети ресторанов недавно ушел в историю. Словом, инвестор, конечно, вовсе не бедствует, но дела могли бы идти куда лучше. Виной всему – упомянутый мною выше злосчастный "short-minding".

На Западе нашли выход из ситуации, когда инвестор не оценил проект…

Краудфандинг (crowdfunding) – это вебсайты, на которых одни пользователи размещают свои проекты, а другие вкладывают в них деньги – столько, сколько не жалко. Словом, со всего мира по нитке. При этом за инвестиции пользователям, как правило, предлагают банальное «спасибо», иногда, если проект подразумевает какой-то продукт, могут предложить бесплатный доступ к нему. Долю в компании предлагать запрещено правилами сайтов. Краудфандинг – это помощь авторам проектов от тех, кто «въехал» в пользу новинки в отличии недальновидного инвестора. Поспешу вас расстроить: большинство сайтов и главный из них в частности заблокированы под пользователей из США (вот такая дискриминация). Но покопавшись в интернете, можно найти парочку неплохих международных сервисов краудфандинга. Подсказывать не буду, считаю, что человек с большим желанием все сам найдет. Я потратил около 2-3 недель, чтоб найти тот самый сайт, а бывало и такое, что сутки-двое заполняешь информацию о проекте, а в итоге перед последней кнопкой написано "only for US citizens" (только для граждан США, - автор), разочарованию не было предела… Главное не сдаваться! А если сдались, то значит бизнес - это вообще не ваш конек.

Есть хорошая идея? Вперед! Пробуйте!

Но не стоит забывать, что сайты на английском языке, что создаст массу проблем, главная из которых: для перевода денег автору проекта, надо заполнить анкету. За познания народа в иностранных языках отдельное спасибо нашей системе образования.

Обычно, на начальном этапе ваш краудфандинг развивается за счет взносов от друзей и семьи (кстати, это можно делать анонимно, чтоб автор не знал, кто ему дал деньги). Они же придают огласке ваш проект, ну а потом уже подключаются все остальные, ваша цель – максимальное количество людей должно увидеть ваш проект т.к. лишь малая их часть даст вам деньги. Ну и не забывайте, понятие "украинец жертвующий на инновации" это звучит смешно, так что развивайте свой проект в среде друзей и знакомых, которые хоть как-то связаны с западным миром, не думаю, что украинцы будут вкладывать деньги.

А в завершении скажу почти как в фильме "Ёлки": "На краудфандинг надейся, а сам не плошай!"

P.S. Столько про Ex.ua говорят, выскажусь и я. Виноваты сами. Надо было думать лучше, больше потратиться и до 25 февраля 2010 года переехать на зарубежные серверы. Тоже мне неожиданный фактор, только дети дошкольного возраста не понимали, чего ожидать после этой даты.

Василий Артющенко Василий Артющенко , Поколение "google" недоумевает
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram