Почему нация, имеющая опыт национально-вызвольной борьбы начала века, породившая стольких диссидентов в 60-70-е, прошедшая «революцию на граните» в 1990-м, закаленная 2004-м… Почему в 2010-м эта нация резко утратила чувство собственного достоинства? Почему так быстро разложила нравственность на атомы и молекулы? Почему забыла о чести, гордости? Почему сперва избрала бандитскую власть, затем – позволила ей себя поработить и унизить? Еще год тому эти вопросы не давали покоя. Но потом случился Майдан.
Вы помните с чего начался Майдан?
Мы долго терпели ту власть. Долго. Но у нас была надежда. У нас был образ будущего, была мечта, была цель. Мы верили в подписание ассоциации с ЕС, будто в явление Девы Марии. Мы знали, конечно, что само подписание всех проблем не решает, но были твердо убеждены: жизнь наладится к лучшему. Более того, если бы Виктор Янукович подписал Ассоциацию, мы - ну, признаемся честно (речь о математическом большинстве соотечественников, - С.К.) – готовы были бы за него повторно на президентских проголосовать. Невзирая на «покращення», «Семью» и т.д.
Но он не подписал. 21-го ноября Кабмин Азарова (грязную работу Виктор Янукович всегда старался перепоручать другим, - С.К.) объявил смену внешнеполитического курса на 180 градусов. И люди вышли на площадь.
Вышли, потому что их лишили последнего – надежды. Лишили образа общего будущего страну, у которой нет общего прошлого.
Седьмого июня пятый президент Украины Петр Порошенко, выступая в парламенте, вернул всем нам эту надежду; вернул образ общего будущего. То, к чему все мы хотим стремиться и ради чего – жить.
Его инаугурационная речь была действительно безупречна. Даже оппоненты не поспорят.
Первый и главный акцент в ней – мир. Ведь, по большему счету, граждане сейчас не нового главу государства выбирали, но – министра обороны.
Кстати, вы обратили внимание, как Майдан изменил котировки кадровых ценностей? Вспомните, насколько высоко раньше оценивалось кресло премьера. Попасть в него – заветная мечта любого, особенно – молодого, реформатора. Попасть, чтоб построить под себя вертикаль, зарядить потоки и т.д.
После Майдана Кабмин возглавил Арсений Яценюк. Что, с тех пор, вы о нем слышали? Пару-тройку текущих заявлений, верно? Арсений Петрович погряз в рутине. Без отвлечения на политику. Как и подобает премьер-министру. Просто мы об этом «подобает» уже забыли.
Аналогично – с президентом. Сегодня гарант – не столько привилегия, сколько – ответственность. И то, с каким скрипом и напрягом формируется его новая команда – тому подтверждение.
Безусловно, победа Порошенко уже в первом туре, его феноменальный рейтинг – волна Майдана. Это именно Майдан сделал бывшего «любого друга» Ющенко, звезду коррупционного скандала 2005-го, бывшего министра экономики в правительстве Азарова электоральным политиком. Майдан с него и спросит. Спросит, как только Порошенко возомнит, что президентство – сумма его личных политических активностей, стараний и чаяний. Спросит, ибо не Майдан для Порошенко, но Порошенко для Майдана. И сам Петр Алексеевич должен четко сие осознавать.
Ведь Майдан действительно изменил страну. Страну и людей в ней. Люди больше не ведутся на «форму», им нужна суть. Без кавычек.
Кавычки – наследие 2005-го год. Один шанс мы уже потеряли. Пропустить второй не имеем права.
Изменился ли Порошенко со времен 2005-го? Люди мыслящие, рефлексирующие, этот вопрос задают часто. Задают, понимая: от ответа зависит будущность страны.
Ответ знает Майдан. Ибо Майдан «перепрошил» все украинское общество. Особенно – непосредственных участников «Революции достоинства». Среди которых был и Порошенко. Да, тот самый олигарх, «шоколадный король» и т.д. На площади он проводил ночи и дни. И если окажется, что все это было бутафорией, что не пошло в прок, вывод один – третий Майдан. Не иначе.
Украине выпал еще один счастливый шанс. Петр Порошенко может его стратить. Страна Украина – не имеет права.
П.С. И, да, Владимир Владимирович, Крым – наш!