Важно понимать, что вопрос регулировать или нет, уже не стоит. Саморегулирование признано пережитком прошлого, а движение дальше возможно лишь под контролем и при наличии компетентных органов.
Суть обсуждаемых в неотапливаемом помещении депутатского кинозала на Банковой предложений свелась к тому, кто и как будет формировать эти компетентные органы. И тут много говорят о мультистейкхолдеризме. Это не о стейках. Это о том, что в процессах управления глобальным интернетом желательно видеть совместное участие основных т.н. стейкхолдеров, или заинтересованных сторон, - государства, бизнеса и общества.
Оставим в стороне вопрос об интересах государства. Никто никогда всерьез не задумывался о том, что это за интересы и кто их выразители. Нетрудно догадаться, что речь идет о чиновниках и начальстве - небольшой группе лиц, отличающихся от остальных стейколдеров лишь возможностью применять насилие к указанным “партнерам”. Прямое участие населения и бизнеса в предполагаемом консорциуме делает лишним любое "представительство", а значит и смысл участия государства, как бы представляющего всех остальных, тоже неочевиден. Но, повторю, как и в других сферах жизни, наличие неких интересов государства тут тоже не обсуждается и принимается за данность.
Сам факт обсуждения партнерства государства и населения, часть которого занято бизнесом, уже намекает на то, что государства мира просто сами не в состоянии справиться с проблемой, на котрую они замахнулись - регулировать глобальный интернет. Если бы могли - только они и остались бы единственными стейкходерами. А так, чиновники всего мира вынуждены обратиться к тем, кто создает и использует интернет для того, чтобы совместно накинуть на глобальную сеть новую уздечку покрепче.
Позволю себе сделать вывод, что в Европе эта затея, скорее всего, не заработает, но и вреда, хочется верить, особого не принесет. Все погрязнут в длительных обсуждениях, чиновники охотно будут тратить деньги налогоплательщиков, а в это время крупнейшие корпорации мира будут формировать реальность в интернете в соответствии с принципами местами свободного рынка и отчасти свободной конкуренции. Поэтому, пусть себе говорят.
А вот а у нас инициативы впрячь в дряхлую телегу регулирования государство, население и бизнес чреваты тяжелейшими последствиями. Потому что у нас все по другому: у нас не три стейкхолдера, а один триединый и имя ему - государство.
Население, охотно принимающее и в серьез обсуждающее идею необходимости "государственного управления" и не имеющее никаких политических рычагов ограничения власти начальников, попросту станет выразителем их идей и подходов. Государство в Европе все-таки отчасти ограничено и общество способно, пока еще, дать ему по рукам, когда чиновник, живущий на налоги, зарывается. Мы же верим в государство и мечтаем, чтобы оно для нас все отрегулировало. Не для этого ли мы их “нанимаем”, как у нас принято говорить всерьез?
С бизнесом тоже не все так просто. Интернет стал тем, что мы видим не столько благодаря бизнесу, как таковому, сколько благодаря духу свободного предпринимательства. В глобальной сети этот дух жив и поэтому виртуальный мир не перестает поражать нас своими новшествами и открытиями. Мы уже и не помним, что интернет поначалу был лишь набором скучных протоколов, призванных победить не то в ядерной войне, не то в деле строительства “совершенной” экономики. Творчество свободных людей и предпринимательский дух превратили компьютерную сеть в огромный мир, без которого мы уже не представляем себе будущего.
И тут важно понимать, что свободное предпринимательство - это именно то, что тупо и безжалостно подавляется нашим государством все последние 20 лет. Поэтому "правильный" бизнес, оставшийся “на свету”, может быть еще опаснее чиновника. А если вспомнить, что госслужба у нас это самый прибыльный бизнес, то от европейской веры в “деловой подход” и “здравый смысл” в наших широтах не остается и следа.
Ну и, собственно, государство. Интернет в Украине существует только потому, что государство поначалу упустило его и не покрыло сразу своей “заботой и вниманием”. Чудом уцелел выращенный, по мнению чиновников, в “подполье”, украинский домен и все процедуры с ним связанные. В условиях махрового монополизма и отсталой инфраструктуры энтузиасты, действуя в среде возможной в Украине свободы и конкуренции, добились невероятных успехов в продвижении интернета в массы. Украинский сегмент сети - среди наиболее динамично развивающихся рынков в Европе. Все это стало возможно в уникальных условиях концентрации внимания чиновников на более доходных и коррупционно удобных секторах экономики.
Если подпустить теперь начальство вплотную к интернету, он вскоре будет влачить жалкое существование по образу всего, к чему прикоснулась рука государственого регулирования.
Поэтому, идея мультистейкхолдеризма в нашем варианте может иметь место только в единственно возможном варианте - "минус государство". Это отсечет самую опасную голову гидры. Если конечно, вообще, допускать мысль о необходимости "регулировать" интернет некими внешними силами.
И еще - участие Европы сейчас наносит всем подобным дискуссиям колоссальный вред, из за механического переноса еврочиновниками, осваивающими выделенные бюджеты, своей практики взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса на нас и наши реалии. Больно слушать призывы отдельных зарубежных гостей столицы, которым уже можно подумывать о совместных гастролях по стране со штатными кумирами прошлого типа BONEY M, к тому, что мы должны теперь сами "защищать свои права", а бизнес - "выполнять социальную функцию". Все это словоблудие горячо приветствуется случайными людьми, возглавляющими у нас комитеты и комиссии с причудливыми названиями, компетенции которых хватает для зачитывания с айпада приветственных речей.
Если не отбросить игру слов и не говорить о реальном состоянии дел, мы потеряем интернет быстрее, чем увидим в наших кранах и батареях горячую воду.