Мой провайдер прислал мне письмо в котором сообщил, что из пакета телеканалов, которые входят в абонплату, исключаются несколько российских каналов. Чуть позже я выяснил, что это реакция на соответствующее требование Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания.
Нацсовет, в свою очередь, потребовал отключения телеканалов, выполняя решение Совета национальной безопасности и обороны, направленное на “сохранение национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности Украины”.
Я откровенно разочарован таким решением органов власти.
Как телезритель, я не пострадал. Ни один из перечисленных отключенных каналов не входит в сферу моих интересов. Из более чем сотни каналов в пакете, за который я плачу абонплату, я изредка смотрю три-четыре, не считая спортивных. Был там и один российский - “Дождь”. Его, правда, отключили задолго до нынешних событий, не у нас, и по другим причинам.
Я пострадал, как гражданин. Меня не устраивает объяснение моего обновленного государства. Я усматриваю в этом решении все ту же практику вмешательства в жизнь людей и навязывания им своих решений чиновниками, уверенными в том, что они лучше знают как нам жить, и что смотреть, для нашего же "блага" и безопасности Родины.
То, что телевидение сегодня - это основной инструмент государственной пропаганды, ни для кого не секрет. Это относится и к России, и к Украине. Поэтому, все больше людей отказываются от телевидения, а те, у кого нет выбора, прекрасно научились фильтровать потоки лжи, льющиеся с телеэкранов. Вот и наши крупнейшие телеканалы регулярно проходят обряд самоочищения, признаваясь, добровольно или вынужденно, в распространении лжи. А потом принимаются за это с новой силой.
Я допускаю, что есть люди, которые верят телевизионной пропаганде. Более того, я даже допускаю, что кто-то верит политикам. Кто более, чем наши политики, является угрозой для национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности Украины? Но мы же не отменяем политику, приведшую страну к катастрофе. А за доверие отдельных неуравновешенных сограждан к махровой чужой пропаганде, ответственность решили возложить на всех.
Как иначе трактовать запрет на просмотр привычных многим людям телепрограмм, как не коллективную ответственность за чью-то глупость? Я знаю людей, ежедневный ритм жизни которых включает просмотр некоторых программ российских каналов. Я не смогу смотреть “Модный приговор” дольше 10 минут, но я знаю тех, кто может и при этом, это честные люди, любящие свою страну и знающие наизусть национальный гимн. Это часть их привычной жизни, того минимального комфорта, который удается еще отстоять от вмешательства целой армии чиновников и прочих начальников, готовых, по образному выражению моего друга, залезть “в трусы” к гражданам. Именно лишением их права выбора является для многих соотечественников решение власти отключить привычные им телеканалы. Если им не позволяют такую мелочь, то что можно ожидать в ситуации, когда выбор будет касаться действительно важных и принципиальных вещей?
Власть, как и раньше, считает, что в нашем лице имеет дело с недоразвитой массой, падкой на примитивную ложь и манипуляции, и не способной определить свои приоритеты и ценности. Отчасти, у нее есть для этого основания. Мы еще недавно поддались на предложенный нам выбор “меньшего зла”, ожидали разумных решений от зажравшихся нуворишей и злодеев во властных кабинетах, рассчитывали на внимание грабящих нас среди бела дня “государственных деятелей”, которых будем теперь содержать до конца их позорной жизни за свой счет. Все это не делает нам чести.
Но мы восстали и победили. Тысячи людей не жалели здоровья и жизни во имя того, чтобы получить возможность самим решать, как им жить, во имя того, чтобы освободиться от криминальной власти и сбросить кровавый режим, лишивший людей не только возможности честно жить и работать, но просто без страха выходить на улицу.
Мы достойны не только уважения, но и доверия. А вот власти, пришедшей на смену выброшенному на историческую свалку режиму, еще только предстоит завоевать наше доверие. Оно не получается автоматически с записью в трудовой книжке. Это доверие надо доказывать ежедневно, ежечасно, всеми своими делами и решениями. И может быть, когда-то, мы сможем доверять своей власти, как доверяют своей, граждане тех стран, которые сегодня готовы заплатить за нашу неразборчивость и толерантность к преступникам.
А пока, мы рассчитываем только на себя. И поэтому, имеем все права на то, чтобы покупать те услуги, которые мы хотим покупать, за заработанные своим трудом деньги, включая содержание пакета телепрограмм в кабеле. И если отказываться от чего-то, то по своей воле.
У проблемы есть еще одна тревожная сторона. Мы стоим на пороге решающих выборов, президентских, и, надеюсь, парламентских. Это означает, что нам предстоит пережить целый сезон пропагандистского психоза на главных телеканалах страны именуемого предвыборной кампанией. Это сезон максимальных заработков для телеканалов, охотно предоставляющих свои ресурсы для рвущихся к власти людей без определенных занятий. Стоить это удовольствие для них будет очень дорого, поэтому платить телеканалам они будут из отнятых у нас, под разными предлогами, денег. Платят они потому, что верят в миф, упорно внушаемый им уже более 20 лет. Миф о том, что массивное присутствие на экране телевизора является решающим преимуществом перед конкурентами, а избиратели будут голосовать за тех, кто чаще будет мелькать в рекламных паузах и многочисленных шоу.
Нынешний запрет на трансляцию “вражеской пропаганды” - это один из элементов поддержания этого мифа, который при ближайшем рассмотрении, уже давно выглядит разводом для недалеких, но очень богатых, заказчиков. Отключите вражеский телевизор и вы получите лояльных патриотически настроенных граждан, говорят политикам, которые, кстати, рады обманываться, так как предложить нам им, по-прежнему, нечего. В этом тезисе они слышат и противоположный, заточенный на них - телевизор создает лояльных избирателей, и если вы не заплатите, заплатит ваш конкурент.
Медийная неграмотность проблема не только политиков и чиновников. Процветает она, среди прочего, и благодаря непрекращающимся усилиям больших игроков из мира нашего отечественного телевидения. Не думаю, что все российские кабельные телеканалы, вместе взятые, смогут хотя бы отдаленно конкурировать по уже нанесенному стране урону лишь одним только Первым национальным.
Но это, уже, как говорится, совсем другая история.