Назвать нового государственного монстра планируют «Укрхолдинг».
В Министерстве экономики почему-то считают, что создание холдинговой компании «приведет к улучшению управления крупнейшими субъектами хозяйствования государственного сектора экономики и повышения эффективности их деятельности в результате применения в компании высоких стандартов корпоративного управления».
Более неадекватного поведения экономического блока правительства я не могу себе даже представить.
Такие действия противоречат общей идеологии реформ в Украине, элементарной экономической целесообразности и политической реальности.
Во-первых, от экономического блока правительства бизнес ждет, в первую очередь, дерегуляции.
Дерегуляция – это когда государство минимизирует свое вмешательство в рынки, лишая бюрократов и силовиков возможности влиять на бизнес-процессы. В публичной плоскости речь всегда шла о приватизации, корпоратизации, о выведении государственных игроков за пределы рынков. Любую функцию управления власть может реализовать через регулятора, и этой функции достаточно для контроля и – в случае необходимости – вмешательства.
Во время кризиса 2008-2009 гг. Федеральный резерв США скупал долги крупных, системных компаний, чтобы они не обвалили целые секторы и отрасли экономики.
Вот это было правильное вмешательство.
Во-вторых, создав огромного государственного монстра, г-н Абромавичус не сможет им управлять. Тысячи бюрократов будут заполнять его стол докладными и служебными записками, а СБУ и прокуратура – материалами о коррупции и взяточничестве.
В-третьих, объединять «Нафтогаз», «Укргидроэнерго» и банки в один холдинг – это все равно, что скрещивать ежа и змею. Это предприятия разного экономического вектора, структуры, у них разные цели и задачи, специфика, уровень менеджмента и так далее.
И если «Укргидроэнерго», например, может приносить бюджету прибыль, которая сейчас ограничена только тарифами, которые устанавливает НКРЭ, то «Нафтогаз» - глубоко убыточная компания, которая фактически ничего не производит, а занимается только перераспределением финансовых потоков. Если проанализировать экономическую ситуацию на 10 остальных объектах – будет еще больше противоречий.
В-четвертых, если сейчас г-н Абромавичус абсолютно искренне признается в том, что не может управлять огромным массивом государственных предприятий из-за менеджмента, который, не стесняясь, работает на ФПГ, а сменить кадры не может из-за формальных процедур и коррумпированных судов – как он собирается управлять новым монстром?
С точки зрения эффективности государственного управления – это полный бред. На западе никогда и никому даже в голову не пришло бы строить подобные конструкции.
Украинские власти продолжают с завидным упорством создавать рыночные механизмы на советской законодательной базе и мировоззренческом фундаменте. Приватизация и корпоратизация по украинскому законодательству – это совершенно разные процессы, хотя по сути – это одно и то же.
Откуда в министерстве экономики такие идеи?
Думаю, их продуцирует аппарат. Сотни и, наверное, тысячи людей, которые руководствуются исключительно логикой собственного выживания, а не экономическими интересами государства. И если сейчас начать проводить эту реструктуризацию и создавать холдинг, то количество бюрократов, я уверен, в очередной раз увеличится.
И они, похоже, управляют уже и г-ном Абромавичусом. Со стороны вся эта идея выглядит как будто бесполезный аппарат бесполезного Министерства экономики уже подчинил себе Айвараса Абромасичуса – реформатора, на которого в Кабмине возлагали большие надежды.
Давайте вспомним – почему идея привлечения иностранцев стала трендом украинской власти последнего года?
Не потому, что толковых украинцев нет, а потому что все, кто способен управлять организацией уровня министерства, уже так или иначе ангажированы финансово-промышленными группами, а если нет – то за $500 в месяц работать уж точно не будут. И вот – не прошло еще и года после формирования «реформаторского» пула в Министерстве экономики, а украинский министр, так и не отказавшийся от литовского гражданства, уже попал под влияние системы.
Систему – аппарат, принципиальный подход – так никто и не изменил.
А зачем Украине вообще нужно Министерство экономического развития и торговли? Что было бы, если бы его завтра ликвидировали – кроме увеличения количества безработных чиновников?
Если бы в стенах Министерства экономического развития и торговли, вместо создания очередных бюрократических монстров, объяснили бы, что делать с падением ВВП на 20% по итогам 2015 года? Или с инфляцией на уровне 45%?
После ликвидации Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами полномочия по управлению нацпроектам были переданы Министерству экономического развития и торговли.
И раз уж мы вспомнили про Нацпроект и лыжного инструктора – может, Министерство экономики лучше рассказало бы, как поживает проект строительства LNG-терминала в Одесском порту? В какой стадии развития другие проекты, которые в свое время анонсировали международным инвесторам?
Предполагаю, что их в очередной раз похоронили, потому что есть проекты поинтереснее – например, «Укрхолдинг», после создания которого министру как ТОП-менеджеру этой структуры смогут позавидовать все украинские олигархи вместе взятые.
Это какой-то замкнутый круг.
Похоже, чтобы в Украине начались реформы Министерство экономического развития и торговли действительно нужно ликвидировать. И тогда будет и экономическое развитие, и торговля.