Где не было скучно на этой неделе, так это на российском рынке. Очередной забег в рубле, где заградотряд встречал спекулянтов (пока в переносном смысле этого слова) ближе к отметке в 55 рублей за доллар и падение цен на нефть, спровоцировал настоящую распродажу на рынке еврооблигаций. И если на внутреннем рынке могущества центрального банка пока хватает, чтобы хоть как-то сдерживать врагов народа, то на внешнем доминирует мировая закулиса. При этом у украинцев всегда были робкие надежды, что, убегая из России, инвесторы перебегут в Украину. Деньги то девать куда-то надо. Может быть, когда-то так и случится, но пока все вышло с точностью до наоборот. Что, в принципе, тоже логично. Ведь у наших северных соседей еще не отобрали инвестиционный рейтинг, к которому мы только начали свой путь, если верить разного рода мудрым стратегиям. Но, а в секторальном смысле (не путать с сакральным), где мы лежим с Россией в одной корзине, работала немного другая логика. И в рамках этой логики, условный Джон, сидящий на деске в Лондоне, схватившись за голову, продавал все, что было у него в портфеле. Ликвидируя позицию и проклиная тот день, когда он сел за баранку… когда он выбрал себе сегмент России и стран СНГ.
Так что Украина на этой неделе попала под горячую руку. И суверенные облигации и некоторые корпоративные эмитенты. В частности, ДТЕК, чьи долги в один прекрасный момент улетели ниже 50% от номинала. Очень жаль, что у украинских резидентов нет возможности легально покупать еврооблигации украинских же заемщиков, потому как лучшую инвестиционную идею сейчас придумать сложно. Хотя, с другой стороны, может быть оно и к лучшему, иначе на текущей неделе мы могли бы заподозрить украинского премьер-министра в том, что тот открыл короткую позицию. Бурю в стакане воды вызвало заявление об аварии на Запорожской АЭС. Там просто полетел трансформатор, но через заголовки Блумберга ситуация преобразовалась в нечто иное. После таких текстов у всех в голове возникла яркая картинка Чернобыля и Фукусимы, недавнее землетрясение в Румынии. Представилось цунами, которое зародилось у берегов Дуная, окрепло и, поднявшись по Днепру, обрушилось на реактор. В общем, еще одна причина для продажи и высокой волатильности. С одной стороны, можно посыпать голову пеплом, а с другой – вспомнить, что высокая волатильность очень часто является предвестником перелома тренда. Тем более что продажи проходили на малых объемах, порождая теорию заговора о том, что кто-то толкает рынок как можно ниже, дабы скупиться там на все имеющиеся средства.
И это тот редкий случай, когда в теории заговора может быть рациональное зерно. Все плохое, что могло случиться, уже случилось. При этом рынок продолжает игнорировать вал хороших новостей, которые могут быть предвестником еще лучших. На этой неделе мы наконец-то получили правительство, причем число адекватных людей там зашкаливает. Равно как и число инвестбанкиров, что само по себе приятно. Как украинским их коллегам, так и мировой закулисе, от которой зависит предоставление финансовой поддержки. А теперь с Минфином можно говорить на одном языке. И вот уже мы ждем приезда МВФ, и официальная делегация Минфина США должна появиться в Киеве на следующей неделе. Что-то готовится и под новый год (Рождество) может быть подано очень вкусное блюдо.
Но, пока все это не отражается на цене украинских активов. А гривна даже немного ослабла на текущей неделе, как по курсу НБУ, так и подле универмага «Украина». Конечно, морально приятное падение рубля, сказывается не лучшим образом на гривне, да и цены на сырье продолжают свой полет. Впрочем, до поры до времени, до большой красивой цифры. Пока ее нет, и цунами ралли не захлестнуло депрессивных украинских игроков, на рынке облигаций продолжается период штиля. Но рынок акций немного подрос, правда, без объемов и без идей. Впереди очередная экспирация и заглядывать дальше никто и не решается. Слишком далеко это для украинского рынка акций. Тут бы день продержаться, да ночь простоять.