Может ли страна стыдиться и краснеть за что-то?

Есть ли за что стыдиться нашей стране с такой Конституцией? И может ли вообще страна стыдиться и краснеть за что-то? Случайно ли наши власти не хотят понимать совершенно очевидного, а именно того, что если внутри Украины не будет социально-экономического развития, если внутри страны не будет диалога и дискуссий, если не будет у нас здоровых общественных отношений и роста благосостояния населения, то и украинская экономическая политика соответственно будет слабой, т. к. не будет опираться на мощное государство.

Фото: Макс Требухов

Поэтому, господа чиновники, не сводите свои просчеты и ошибки исключительно ко внешним влияниям, постарайтесь сосредоточиться на том, что сила Украины внутри нас. В то же время жадность и предательство отдельных представителей наших национальных элит – как управленческих, так и бизнес-элит, являются прекрасной питательной средой для того, чтобы государство теряло свои позиции на Западе. И это при том, что ситуация на наших рынках будет только ухудшаться. Почему? Потому что потребительский спрос поддерживать уже практически невозможно (зарплаты падают, а безработица растет). Более того, спрос будет и в следующем 2015 году падать. А что такое спрос? Это будущие доходы корпораций, предприятий, банков и т.д.. Например, у банков – это еще и будущие плохие активы, т.к. предприятия уже взяли кредиты в расчете на будущий спрос, а спроса – нет: кредиты не будут возвращены.

В этой связи, кризис таки заставил наши власти начать менять на рынках правила, а значит, старые обязательства придется пересматривать в соответствии с уже новыми правилами. А раз так, то, убежден, представители реального сектора экономики скоро скажут новому составу Кабмина: ребята, если правила меняются, то давайте смотреть – сколько в госбюджет 2015 года платим мы и сколько платят банкиры? И, думаю, вряд ли кого-то сегодня устроят высокие бонусы банкиров. И это правильно. И это уже не столько экономическая, сколько общественная проблема, т.к. банковский бизнес настолько хорош, насколько хороша экономика Украины. А не наоборот.

Удивитесь, но хотел бы, чтобы как можно больше людей узнали и о таком факте: в период наибольшего экономического подъема в США, а именно в 60-е годы прошлого столетия (кстати, по зарплатам они до сих пор не вышли до ее уровня конца 60-х), максимальный подоходный налог на доход свыше 3 млн. долл. в год был на уровне - 92% (!), а с дохода от 2 до 3 млн. долл. в год – 86%. Вывод: до тех пор, пока и мы в Украине не сделаем реальный подоходный налог и, наоборот, пока не снизим доходы на производителей-экспортеров и нагрузку на фонд заработной платы малого и среднего бизнеса – ничего хорошего у нас не получится.

К слову, на этой неделе говорил по телефону с иностранным инвестором, с которым сотрудничал на нашем рынке слияний и поглощений. Предложил отправить ему на электронную почту перечень украинских предприятий, пакеты акций которых выставлены на продажу. Дело в том, что в последнее время собственники различных предприятий и компаний меня просто завалили просьбами продать их бизнес. Однако, руководитель этого зарубежного инвестфонда меня неожиданно обескуражил своим жестким ответом: «Ничего мне не отправляй. Извини за откровенность, но Украина – это уже окончательный маргинал. Мы не знаем, что будет дальше с вашей страной, никто из потенциальных инвесторов не берется даже предсказывать, что у вас с экономикой будет дальше. Мы про прежний украинский рынок просто уже забыли на несколько лет вперед. Сейчас всё больший инвестиционный интерес мы проявляем, например, к Бразилии, Вьетнаму, Нигерии и пр.». Вот так, жестко и откровенно.

Поэтому пора нам, наконец-то, понять очень важный урок: никто нас с распростертыми объятиями нигде не ждет, во всем мире идет жесткая конкурентная борьба за рынки и не стоит идеализировать мнение даже очень большой группы граждан. Особенно не надо выдавать их точку зрения за мнение всего украинского народа. Пора перестать чиновникам разных рангов с легкостью и безответственностью утверждать, мол, «Народ сказал» или «Народ решил».

Познакомившись, как в прошлое воскресенье в Швейцарии прошел референдум по казалось бы техническим вопросам, связанным с квотами эмигрантов и золотым запасом страны, понимаешь, что у нас в стране изучение чиновниками общественного мнения уже достигло каких-то абсурдных форм. И, например, зная позицию не более тысячи человек, чиновник, нисколько не смущаясь, уже выступает от имени всего украинского народа, особенно во время различных телевизионных ток-шоу. Почему они могут, набравшись наглости, заявлять, что они и есть весь народ Украины?! Понимают ли они, что у нас слова «демократия», как и «либерализм в экономике», из-за их действий уже становятся ругательными?!

Не поэтому ли, так и не найдя в составе команды майдана никого достойного, кто бы мог возглавить финансово-экономический блок в новом Кабмине, президент П. Порошенко решил на эту должность пригласить иностранцев?! Откровенно говоря, из-за этого решения, как минимум, грустно. И невольно вспоминаются рассуждения американского историка, бывшего советника президента Р. Рейгана, специалиста по международным отношениям и военной стратегии, политического консультанта Государственного департамента и Министерства обороны США, старшего советника Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон) Эдварда Люттвака в его книге «Государственный переворот. Практическое пособие», который, исследовав около 200 событий в Латинской Америке, Африке и на Ближнем Востоке, утверждает, что народные восстания и госперевороты – это обычная практика человечества. Они, сами по себе, ценностей не несут, это лишь определенные технологии.

Вот почему всё больше приходится убеждаться в том, что у наших политиков слишком много слов появляется тогда, когда действия совершить нельзя. Или они по привычке еще надеются, что многие проблемы разрешатся как бы сами по себе. Или еще хуже – думают, что многие проблемы, как и ранее, удастся просто заговорить. Правда, на курс гривны и уровень ее девальвации, а тем более на рост безработицы это уже не действует. Хотя, возможно, еще действует на отдельных представителей электорального «ядра», у которых это порождает уверенность в лучшем будущем. Собственно, это и есть задача новоиспеченных депутатов и министров исповедовать лучшее будущее, которое будет строиться по их новой модели. Посмотрим, что из этого получится.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram