При этом сейчас в экономике Украины есть очень серьезные политические проблемы, которые блокируют действия различных рыночных механизмов. И пока вновь сформированный состав Кабмина со «старым» премьером не осознают этот фактор, то вообщем-то необходимые, но половинчатые меры будут, как и прежде, бесполезными в построении новой экономической модели и в проведении реформ. Ведь как правильно выразился один эксперт: «У нас в активную фазу уже перешла война между «холодильником» и «телевизором»». Соответственно рядовые граждане в последнее время всё больше стали беспокоиться о своем личном бюджете и, не ощущая уверенности в завтрашнем дне, с нарастающим энтузиазмом выгребают из «обменников» иностранную валюту, а также сметают с полок магазинов продукты питания длительного хранения. Это очень тревожный симптом, на который всё меньшее убаюкивающее влияние имеют бодрые и жизнеутверждающие речи Арсения Яценюка с экранов телевизоров.
В текущей ситуации словесные интервенции наших крупных чиновников не имеют должного эффекта, а потому «холодильник» с большим перевесом побеждает «телевизор». Более того, во власти снова кумы да сваты – большой привет Майдану; а теперь еще и неизвестно, какую часть рычагов управления украинская власть доверит иностранным варягам?! И никак не получается пока у властей нас убедить в том, что всё находится под контролем и что всё будет хорошо.
Положение у нас в стране усугубляется еще и потому, что эффективных системных решений по выходу из набирающего обороты военно-политического и экономического кризисов, наши лидеры всё еще не нашли, что существенно затрудняет выработку локальных стратегий и тактик, обеспечивающих адаптацию украинской экономики к быстро меняющимся условиям ее функционирования. Например, почему до сих пор власти не хотят заморозить цены на газ, электроэнергию, а также транспортные и коммунальные услуги? Ведь крупные энергетические и транспортные компании наших олигархов в состоянии преодолеть текущий кризис за счет снижения своих затрат и отказа от непрофильных активов.
Однако, к сожалению, у меня складывается впечатление, что нынешнему украинскому политическому и экономическому истеблишменту мораль и экономическая эффективность представляются совершенно разноплановыми, слабо совместимыми между собой категориями. Господа новые министры, нам от вас нужны конкретные и содержательные ответы, как вы собираетесь по существу вывести украинскую экономику из штопора? Ведь у нас сейчас тяжелейшая экономическая болезнь, которая называется стагфляция. Готовы ли вы дать сейчас простым людям, малому и среднему бизнесу экономическую свободу? Если же будете делать обратное, пытаясь зажимать предпринимательскую инициативу и строить жесткую вертикаль, то вы лишь сможете полностью остановить экономическое развитие страны. И это уже вряд ли выдержит наше государство.
Но если бы у меня спросили, а есть ли такие меры, которые необходимы для сдерживания отрицательных последствий экономического кризиса в Украине? Да, - утвердительно бы ответил. – Это координация фискальных стимулов, сохранение кредитного рынка, заключение сделок по плохим долгам банков, укрепление регулирования и поддержка наиболее уязвимых слоев нашего общества. Правда, хотя и нет волшебных спасительных рецептов, тем не менее, есть еще у меня много дельных, проверенных практикой экономических советов.
Каким бы я хотел видеть новое правительство своей страны? Прежде всего, самостоятельным и независимым, которому выдан карт-бланш на проведение реформ и выполнение национальных программ, а Президент Украины обеспечивал бы ему политическую поддержку в реализации нового курса по спасению экономики страны. А завершить хотел бы фразой арабского журналиста: «Не слушайте американцев, когда они говорят, что надо делать; а действуйте так, как американцы».