В рамках европейской интеграции украинская финансовая система перенимает передовые практики, тем более охотно, когда они соответствуют менталитету наших людей. Как известно, все деньги в украинских семьях хранятся под надежным присмотром жен. Так надежнее. В мире уже давно это поняли, недаром нынче ФРС и МВФ возглавляют представительницы прекрасного пола. Более того, даже в Империи Зла балом правит Эльвира, повелительница тьмы и резервов. Так что не удивительно, что новым главой Национально Банка избрана блондинка. И радует, что Валерия Гонтарева не понаслышке знает, что такое рынок облигаций, и фондовый рынок в целом, и что такое проблемы рынка, создаваемые регулятором.
Ждем большой либерализации, что не может не радовать локальных и внешних инвесторов. Но, при всех чеснотах нового главы НБУ немного грустно, что уходит С. Кубив, проделавший всю грязную работу, и взявший на себя весь негатив неминуемой девальвации. Тем более, что это первый глава НБУ за последние лет 10, который пришел и ушел из регулятора с чистой совестью. Будем надеяться, что не последний. Но вернемся к новым задачам и необходимым реформам, которые предстоит провести Валерии Гонтаревой. Судя по всему мандат от президента на такие шаги она получила. Тем более в отличии от мягкого Кубива ее характер позволяет рубить с плеча, а необходимость для радикальных действий давно назрела. Даже учитывая, что НБУ очень долго оставался лучем света в темном царстве. Но свет отключили за неуплату начиная с того момента, как регулятор попал под власть лучшего банкира Европы по версии его мамы. Так что теперь закручивать лампочку в конце тунеля надо заново. И желательно сразу использовать самые современные технологии.
На оптимизм наталкивает тот факт, что в недрах НБУ уже несколько месяцев кипит работы по разработке стратегии. При этом, пишут не заправские бюрократы, а Владислав Рашкован, выходец из банковского сектора. И если хотя бы 20%-30% из того, что уже записано в планах регулятора, будет осуществлено, то это уже будет эпохальным событием. Нацбанк наконец повернулся лицом к людям и намерен изменить свою роль на рынке. И речь идет не только о набившей оскомине темы гривны и переходу к инфляционному таргетированию. Болезненному но неизбежному. Речь о том, что Нацбанк должен перестать чувствовать себя тюремщиком, свято охраняющем ключи от украинского валютного и фондового рынка и перейти к роли регулятора, который не мешает развиваться системе, а помогает ей, следя чтобы дети осторожнее играли со спичками. Потому как без таких решений говорить о приходе иностранных инвесторов, прежде всего финансовых, не может быть и речи. О их массовом приходе. Все это именуется сложными словами о валютном регулировании, горемычном двойном листинге, с идеями которого фондовики уже несколько лет стучат головой об стену на институткой. Сюда же относится и долгожданный второй уровень пенсионной реформы, который должен породить местные длинные деньги в краткосрочной перспективе, и автобусы с украинскими пенсионерами, разъезжающие по Европе, в долгосрочной.
И это не шутки. Ведь если вы сейчас встретите туриста-пенсионера из Германии, то должны не только завидовать его счастливой и долгой старости. Но и проникнуться пониманием, что это представитель того самого поколения, на плечах которого строилось немецкое экономическое чудо. И сегодняшние украинцы 25-45 лет – это то поколение, которое обязано построить чудо украинское. Желательно не чудо-юдо, но это скорее к ДНР и беспроцентному кредитованию. Но нельзя нам и размениваться по мелочам, ставить не амбициозные цели. Пытаться удовлетвориться малым и простым сравнением с 2013 годом, говоря, что хоть мы что то и не сделали, но все равно лучше чем в 2013 году. Хуже то все равно не бывает.
Лучше стремиться к совершенству и промахнуться, чем целиться в серость и попасть. Это сейчас как нельзя лучше подходит к ситуации с реформами на финансовом рынке Украины. Целью которых должна стать не просто работающая банковская система и живой фондовый рынок. Украина должна поставить себя за цель сталь финансово-экономическим центром Восточной Европы, не ставая придатком Варшавы, а играя на равных. Украина может стать притягательным центром для малых государств бывшего СССР, привлекая мягкой силой, противопоставляя агрессивное давление Москвы. Тем более, что милитаризация и изоляционизм Москвы мало способствует развитию финансового рынка. И Киеву надо создать все условия, чтобы привлечь к себе тех, для кого в Москве будет неуютно. И кто по началу будет себя чувствовать слишком маленьким для российского рынка. И если украинские компании шли за деньгами польских пенсионеров в Варшаву, то теперь они, а также грузинские белорусские эмитенты и компании Молдовы, Азербайджана и Армении должны приходить на рынок Украины. Для начала. А регулятивная база должна стать такой, чтобы транснациональные финансовые корпорации покрывали весь регион не из дорогой и недружелюбной Москвы, а из демократического и либерального (в всех отношениях) Киева. Становление Киева как экономического, финансового, центра будет поддерживаться геополитическими процессами, прежде всего формирования восточно-европейского союза, такого себе восстановления Речи Посполитой. И если у Варшавы мало шансов стать своей и для стран бывшего СССР, то Киев этого добьётся легко.
Текущие процессы открывают перед Киевом возможность вновь стать центром славянского мира, альтернативным Москве. И при этом более привлекательным, потому как более современный, открытый глобальному миру и тем процессам, которые в нем происходят. И финансовая сфера должна открыться также. Не одним же художникам возвращать Киеву славу славянской столицы. В конце концов финансисты тоже люди.