Резкое падение стоимости золота снова разделило людей на тех, у кого стакан воды наполовину полон, наполовину пуст и тех, кому пришлось в понедельник выпить полстакана водки. Ведь, если вы конечно не купили золота с плечом, поверив в его вечный рост, то можете трактовать резкое снижение его стоимости как сигнал о том, что экономика выходит в новое качество и защитные активы больше не нужны, а можете как признак мировой дефляции, удушающей экономический рост. Если конечно вы купили, то все эти объяснения вам ни к чему, потому как легче от этого не становится. Так или иначе, на американских фондовых рынках начались наконец продажи. Так что традиционное “Sell in May and go away” началось немного раньше и утро пятницы S&P500 начинает на уровне 1541 пункт. Но коррекция может смело именоваться «оздоровительной», причем не растягиваемым во времени скучным снижением, а разовыми падениями на 1%-2%.
И никакой паники, что радует больше всего, индекс страха, VIX, хоть и вырос, но пока не дорос даже до 20 пунктов. И есть высокая вероятность, что в мае удастся избежать ежегодной майской паники, которая была характерна для рынков в последние несколько лет, как уже удалось избежать такой же сентябрьской осенью. Если это случится, то мы получим очень сильный сигнал о том, что рынки наконец то вышли на новый качественный уровень, причем не только на мониторах, где даже после нескольких дней падения индексы остаются на крайне высоком уровне, но и в головах.
А головы, как известно, самая темная субстанция, которая с большим трудом поддается анализу, и с еще большим трудом - изменениям. Об этом можно будет еще поговорить, когда мы доберемся до многострадального украинского внутреннего рынка. Внешний же сегмент на этой неделе, наконец-то, не подарил ни одного нового выпуска. Но затишье будет не долгим и уже на следующей неделе, если хляби небесные не разверзнутся или какой-нибудь мировой злодей не выйдет на арену, мы увидим выпуск еврооблигаций Креатива на 400 млн. долларов. Судя по всему это будет финальный аккорд украинских корпоратов и организаторы выпусков смогут вместе со всей Украиной уйти на майские праздники.
Эти самые праздники в этом году будут особенно праздничными учитывая количество рабочих дней, так что рынок внутренних облигаций уже со следующей неделе уходит на каникулы. Вернется ли он с них до сентября, или они плавно перетекут в летние каникулы, пока сказать трудно. Рынок остается ленивым, не желая брать на себя риски корпоративных выпусков, и по-прежнему не верит в заверения НБУ о стабильной гривне надолго. Впрочем, понятие долго в украинских реалиях вряд ли применимо и все, что простирается во времени дальше 2015 года можно относить к далекой будущности, когда обычно обещают построить коммунизм, провести реформы или выиграть Лигу Чемпионов. Из более ближних катаклизмов как всегда вспоминается осень, ожидаемую банками со священным трепетом. В этом плане не удивительно, что на аукционе уже никто не приходит за годовыми облигациями когда можно купить полугодовые.
Удивительным быть может только то, что за этими самыми полугодовыми бумагами приходит так много народу с деньгами. Но, что не сделаешь, когда с одной стороны ничего делать не хочется и можно просто купить ОВГЗ и переждать, а с другой стороны тебя об этом еще и очень попросят. Не так конечно, как попросили по поводу длинных бумаг, которых надо было купить на 2,6 млрд. грн. и купили на 2,6 млрд. грн., но тоже по дружески. В общем то, ничего плохого в этом нет. А учитывая общемировые тенденции, то НБУ и правительство еще и можно обвинить в излишней лени по печатанью денег. Тем более, инфляцию в Украине точно также как во всем мире, упорно отказываться приходить. Это хорошо для политических выступлений, но что то плоховато для экономики.
А теперь вернемся к тем самым головам, в которых никаких не появится лучик оптимизма. Да и то, если бы такой луч вдруг засветился, то его бы восприняли как свет от приближающего Хюндая. В этих самых украинских головушках, полных апатии и депрессии, как оказалось еще есть остатки разума. По крайней мере пока. Об этом свидетельствует тот факт, что на этой неделе украинский рынок акций отказался падать под давление впечатляющих американских и европейских распродаж, и по-прежнему дремлет в районе 800 пунктов. Это вроде бы и маленький логичный поступок для адекватного рынка, но огромный прогресс для рынка украинского, привыкшего падать когда падают американцы и просто падать, даже когда они растут, и в чью адекватность верится так же трудно, как в наличие рассудка у Ивана Урганта. И требовать от него корреляции можно будет только тогда, когда паритет будет восстановлен. Но сил для игр и роста у рынка не хватает и объемы торгов на УБ сейчас вряд ли превышают обороты Владимирского рынка.
То ли еще будет, когда наступит май, и оставшиеся спекулянты разлетятся кто куда. А никого другого на украинскую биржу пока не зовут. И несмотря на то, что сейчас идеальное время для покупок на 3-5 лет как реальных инвестиций, говорить об этом в слух почему то не принято, и по-прежнему зазывают спекулянтов, играющихся в больших брокеров с Уолл-Стрит суммами, которые сравнимы с карманными расходами их кумиров. И уж точно бы сейчас пригодился на рынке кукловод или парочка кукловодов, обычно проклинаемые этими самыми спекулянтами. Он сам бы громко и с матами сказал куда идти и повел бы за собой. Но пока по рынку бродит только призрак кукловода, а сам рынок никуда не идет.
Но свято место пусто не бывает. И украинская карма на этой неделе, оставив ненадолго Киев, добралась до Варшавы и польских пенсионеров. Казалось бы, причем тут пенсия пана Марека из Кракова и замораживание депозитов на далеком острове, где он и не бывал никогда. Но как оказалось, если добавить в эту цепочку еще одно звено, которое находится где-то в полях Луганщины, то связь оказывается самая прямая. В общем-то, распродажи, особенно агро компаний, оказались массовыми и беспощадными, и некоторые отдельные компании потеряли до 80% своей стоимости. Это, безусловно, не способствует будущим размещениям украинских гостей на площадке, уже ставшей родной. Но эта перспектива точно также относится к временам из будущего, которое возможно и наступит раньше, чем где-нибудь построят коммунизм, но точно не состоится до той поры, пока в головах не включат свет.