Узкоколейка Антоновка-Заречное

На севере Ровенской области в украинском Полесье затерялась старенькая узкоколейка, которая в отличие от многих ей подобных до сих пор находится в рабочем состоянии и регулярно перевозит пассажиров. Местные называют поезд "кукушкой", в Сети иногда можно встретить название "Полесский трамвай". Узкоколейка давно уже работает исключительно пригородным транспортом, экономический эффект от нее отрицательный и ее могут прикрыть в любом году. Так что, как говорится, "спешите видеть", пока не поздно. Здесь легко можно прикоснуться к истории и одновременно увидеть неповторимые пейзажи Полесья.

Фото: tov-tob.livejournal.com

Железная дорога имеет колею шириной 750 мм (обычная железнодорожная - 1520 мм); протяженность дороги между Антоновкой и Заречным - 106 км, что делает ее одной из самых длинных действующих узкоколеек в Европе. Это расстояние преодолевается ровно за 4 часа. Карта, на которой видно весь современный маршрут из Антоновки в Заречное:

Фото: tov-tob.livejournal.com

Точное время постройки этой железки неизвестно и за дату ее основания условно принят 1895 г. В те времена узкоколейки появлялись словно грибы после дождя и в последующие десятилетия активно развивались. После Первой мировой войны Антоновская узкоколейка оказалась на территории Польши и успешно продолжала свою работу. Во время Второй мировой железка была разрушена и первые участки начали восстанавливаться лишь в 1946 г. До определенного времени узкоколейка имела несколько ответвлений, а трасса до Заречного в современном виде сформировалась лишь в 1968 г. По ссылке можно посмотреть на очень толковую схему существовавших ранее и существующих сегодня участков.

В послевоенные годы по узкоколейке вывозили в основном лес. После строительства участка до Заречного также начала вывозиться продукция местных предприятий, а полный список "клиентов" узкоколейки был весьма большим. В середине 80-х кроме двух ежедневных пассажирских поездов ходило также и четыре товарных. В начале 90-х грузовое движение пошло на спад и сейчас его нет в принципе. Что касается пассажирского движения, то остался лишь один регулярный поезд, а второй указан как "за вказівкою". Львовская железная дорога, которая содержит узкоколейку, уже неоднократно пыталась ее закрывать по причине тотальной убыточности, но Баба Яга против местным властям пока удалось отстоять ее. Для жителей нескольких десятков сел эта узкоколейка до сих пор остается самым быстрым и доступным способом добраться на работу или в школу. Дороги, если где и есть, то в основном грунтовые. Несколько лет назад узкоколейку пытались позиционировать, как туристический объект, красиво назвав проект "Полесский трамвай", но каких-то очень ярких следов этой инициативы я не заметил.

1. Чтобы было понятней, на чем мы катались, сначала покажу вам фотографии, сделанные в конце путешествия. Местный поезд своим внешним видом очень сильно смахивает на обычную детскую железную дорогу, но здесь все серьезно: настоящие пассажиры и настоящее движение между населенными пунктами.

Фото: tov-tob.livejournal.com

В послевоенное время пассажирские поезда состояли из старых пассажирских вагонов Pafawag, пришедших из Польши, а затем их вытеснили новые отечественные вагоны ПВ-40 производства Демиховского машиностроительного завода, которые ходят по узкоколейке по сей день. Вообще, новый подвижной состав (в основном грузовые вагоны) поступал из Демихово вплоть до конца 80-х. В 1995 г. выпуск пассажирских вагонов в Демихово был прекращен и чем дальше, тем все больше чувствуется проблема изношенности подвижного состава и отсутствие альтернатив для замены.

2. Поезд состоит из двух-трех вагонов, а когда-то их было 5-7.

Фото: tov-tob.livejournal.com

3. К нашему удивлению в вагонах работал свет и один из них отапливался, что было очень кстати.

Фото: tov-tob.livejournal.com

4. Любопытно, что пассажирские вагоны, тепловозы, машинисты и контролеры приписаны к депо Ковель, которое находится в соседней области. А вот путейцы и их тепловоз ТУ7 почему-то приписаны к сарненской дистанции пути.

Фото: tov-tob.livejournal.com

Первоначально железка обслуживалась паровозами самых различных типов. Паровозы здесь называли "кукушкой" и с тех пор это имя сохранилось применительно ко всем поездам узкоколейки. К 1972 г. паровозы были полностью заменены тепловозами. Основных типом тепловозов на узкоколейке был и остается ТУ2 - классика узкоколейного локомотивостроения, которая считается лучшим советским узкоколейным тепловозом. В основном они работали и продолжают работать на детских железных дорогах.

5. В разное время в Антоновке использовалось 7 тепловозов этой серии. Сейчас остались лишь ТУ2-062 и ТУ2-066; остальные ушли на металлолом. Есть в депо также путейский ТУ7, который иногда катает и пассажирские поезда (как правило тогда, когда в пути ломается один из ТУ2).

Фото: tov-tob.livejournal.com

6. Локомотивы, как и остальной подвижной состав, сильно изношены и частенько ломаются с соответствующими опозданиями и перебоями в графике движения. В нашем рейсе с графиком было все в порядке, точности узкоколейки могут позавидовать многие поезда дальнего следования.

Фото: tov-tob.livejournal.com

Главной станцией узкоколейки является Антоновка. Это единственная точка, в которой с широкой колеи можно пересесть на узкую. У станционного здания Антоновки имеется отдельный тупик узкой колеи с посадочной платформой, откуда отправляется пассажирский поезд. Здесь же имеется депо, пункт технического обслуживания, перегрузочный комплекс (с широкой колеи на узкую) и простаивают без дела многочисленные грузовые вагоны. В Антоновку мы прибыли поздно вечером, чтобы погрузиться на утренний рейс, поэтому, к сожалению, глубокой ночью осмотреть все хозяйство станции не было возможности. По ссылке можно найти ряд фотографий раритетного подвижного состава из Антоновки, а нам пора уже отправляться в наше небольшое четырехчасовое путешествие.

7. На часах 7 утра, только-только начало светать и вокруг еще царит беспросветная тьма. На тепловозе фар работает больше, чем лампочек на станции.

Фото: tov-tob.livejournal.com

8. На трассе есть два раздельных пункта: Владимирец и Белая.

Фото: tov-tob.livejournal.com

9. Белая:

Фото: tov-tob.livejournal.com

10. Переезд возле Белой. Никаких хитроумных устройств сигнализации на переезде, конечно же, нет.

Фото: tov-tob.livejournal.com

11. Окружающие узкоколейку пейзажи очень живописны.

Фото: tov-tob.livejournal.com

12. Дорога, которая чуть ли не вплотную подступает к лесу, и облик самого поезда создают приятное впечатление затерянности.

Фото: tov-tob.livejournal.com

13. Золотая осень, солнце и узкоколейка. Красота!

Фото: tov-tob.livejournal.com

14. Между Антоновкой и Заречным поезд проезжает три десятка разных деревянных мостов.

Фото: tov-tob.livejournal.com

15. Настоящей достопримечательностью можно считать мост через реку Стырь - его длина 153 м и он считается самым длинным деревянным ж-д мостом в Европе. Фото Леонида Сватикова:

Фото: Леонид Сватиков

16. Путевое хозяйство здесь сохранилось практически в том же виде, в котором создавалось сто лет назад. На рельсах народ находил маркировку даже 1900 г. Шпалы с рельсами по мере возможности пытаются ремонтировать, о чем свидетельствуют сложенные то тут, то там вдоль путей шпалы.

Фото: tov-tob.livejournal.com

17.

Фото: tov-tob.livejournal.com

18.

Фото: tov-tob.livejournal.com

19.

Фото: tov-tob.livejournal.com

20. Большинство промежуточных остановок идентифицирует лишь типовая информационная табличка:

Фото: tov-tob.livejournal.com

21. И знак "Остановка локомотива":

Фото: tov-tob.livejournal.com

22. Никаких платформ.

Фото: tov-tob.livejournal.com

23. Билетные кассы давно закрыты даже на конечных станциях и обилечивает пассажиров два контролера прямо в поезде. Стоимость проезда неприлично низкая для расстояния 106 км - каких-то 11 грн.

Фото: tov-tob.livejournal.com

24. Количество мест для сидения в таких вагонах - 40. Примерно в середине маршрута оказалось, что бОльшая часть мест занята, а в "штабном" вагоне, где находились контролеры и работала печка, свободных мест не было вовсе. Когда-то давно в вагонах вообще не было свободных сидячих мест (хотя вагонов в поезде было в два раза больше) и за один рейс услугами "кукушки" пользовались до трехсот человек. Сейчас от конечной до конечной ездят в основном туристы.

Фото: tov-tob.livejournal.com

25.

Фото: tov-tob.livejournal.com

26. Большинство окон в дверях заварены; на некоторых окна просто нет, видимо, для удобства курящих.

Фото: tov-tob.livejournal.com

27. Проходы между вагонами практически не ограждены и с непривычки проходить по шатающейся во все стороны конструкции даже немного стремно.

Фото: tov-tob.livejournal.com

28. А снаружи красота:

Фото: tov-tob.livejournal.com

29. Полесье!

Фото: tov-tob.livejournal.com

30. Средняя скорость движения поезда - 26,5 км/ч. Максимальная в разных источниках сильно разнится от 33 до 55 км/ч; мне ее замерить было не чем, но можно уверенно утверждать, что выше 30 км/ч поезд скорость 100% развивает.

Фото: tov-tob.livejournal.com

31.

Фото: tov-tob.livejournal.com

32. Прибыли в Заречное.

Фото: tov-tob.livejournal.com

33. Тепловоз тут же отцепляется и обходит поезд по соседнему пути, вцепляясь в хвост для обратной дороги.

Фото: tov-tob.livejournal.com

34.

Фото: tov-tob.livejournal.com

35.

Фото: tov-tob.livejournal.com

36. Станционное здание Заречного как бы есть, но внутри практически полностью разрушено.

Фото: tov-tob.livejournal.com

37. На узкоколейке до сих пор действует жезловая система управления движением; единственный светофор находится у станции Антоновка. На станциях сохранились и семафоры, но они уже не работают.

Фото: tov-tob.livejournal.com

38. Семафор:

Фото: tov-tob.livejournal.com

37. Управление семафором происходило отсюда. С помощью лебедки и системы тяг из тросиков изменялось положение крыла и показание сигнального фонаря.

Фото: tov-tob.livejournal.com

38. Тяги:

Фото: tov-tob.livejournal.com

39. От Стрелки до семафора на вскидку не менее 100 м, поэтому обязательно присутствует система натяжения тяг:

Фото: tov-tob.livejournal.com

40.

Фото: tov-tob.livejournal.com

41.

Фото: tov-tob.livejournal.com

Как добраться: сейчас по узкоколейке ходит только один поезд, отправляющийся в 7 утра из Антоновки с обратным рейсом из Заречного в час дня. Если вы не планируете ехать в тамошние края на машине или велосипеде, то до Антоновки лучше всего добираться 141-м поездом (выезд из Киева в 15:52, прибытие в Антоновку в 22:00) с ночевкой в Антоновке, например, в палатках, как это делали мы. Альтернативный вариант - съездить сначала во Львов и оттуда 142-м поездом заброситься в Антоновку в 4 утра, что снимает проблему поиска места для ночевки.

А вот чтобы приехать на дневной рейс из Заречного, придется выехать из Киева маршруткой в 4-5 утра с пересадкой в Ровно, причем автобус в Заречное из Ровно уходит с а/с "Чайка", а не оттуда, куда приедет маршрутка из Киева. Обратно доехать намного проще, вариантов гораздо больше.

Автор: tov_tob. Источник: Узкоколейка Антоновка-Заречное

Фотоблоги Фотоблоги , Фотоотчеты о самых интересных уголках нашей страны и целого мира
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram