![](https://i.lb.ua/062/02/51374d385be5f.jpeg)
1. Инженерный корпус Киевского метро, построенный в 80-х годах прошлого века, расположен над вестибюлем станции "Площадь Льва Толстого". Внешне здание ничем особым не выделяется и угадать его взаимосвязь с метро можно только по небольшой буковке "М" на углу крыши.
![](https://i.lb.ua/088/28/51374d525fba2.jpeg)
2. Одна из составляющих инженерного корпуса - Единый диспетчерский центр, который по праву можно назвать "глазами" метро.
![](https://i.lb.ua/126/03/51374d782874a.jpeg)
3. Первый из пяти диспетчерских участков центра - дежурный по метрополитену. Сюда стекается вся оперативная информация о работе метрополитена и, в частности, о нештатных ситуациях. Дежурный по метрополитену координирует и направляет действия остальных служб и при необходимости взаимодействует с аварийными службами (МЧС, милиция и т.д.) и остальным внешним миром. Десяток внутренних и внешних телефонов на столе, в т.ч. и прямой связи - все как и положено для такой должности :)
![](https://i.lb.ua/015/19/51374d88e1302.jpeg)
4. Следующий участок - диспетчерский участок службы движения. Из этой комнаты происходит управление движением поездов по всем трем линиям. Не удивляйтесь цифрам на дальней стене - на этом фото действительно 2011 г. :)
![](https://i.lb.ua/036/40/51374d9d20412.jpeg)
5. Поездной диспетчер (ДЦХ) Сырецко-Печерской линии. Если не ошибаюсь, смена каждого диспетчера имеет продолжительность 12 часов.
![](https://i.lb.ua/056/60/51374db12bdca.jpeg)
6. Или вот, например, поездной диспетчер Святошинско-Броварской линии:
![](https://i.lb.ua/072/13/51374dc17c7f7.jpeg)
7. А когда-то давно рабочее место поездного диспетчера выглядело так: десятки кнопок, столько же лампочек и мнемоническое табло на всю стену с путевым развитием линии и положением поездов на ней. На фото вы видите еще совсем небольшой пульт, когда в метро насчитывалось меньше десятка станций. Пока сюда не пришла компьютеризация, каждый диспетчер занимал отдельную комнату.
![](https://i.lb.ua/098/39/51374ddb99b52.jpeg)
8. Современное рабочее место ДЦХ. Управление всей линией, положение поездов на ней, показания светофоров и пр. помещаются на двух мониторах. При необходимости план и профиль линии можно посмотреть более детально по каждому участку. Через микрофон справа осуществляется связь с машинистами поездов; разлинеенный лист бумаги перед микрофоном - текущий график движения; на мониторе слева автоматически записывается исполненный (фактический) график движения.
![](https://i.lb.ua/119/60/51374df0c3c49.jpeg)
9. Желтые червячки с цифрами - занятые рельсовые цепи, т.е. фактически это поезда с номерами их маршрутов; ярко-зеленые - собранные (подготовленные) маршруты по стрелкам. Также здесь отображается информация об отклонении в графике движения для каждого поезда.
![](https://i.lb.ua/018/23/51374e0a1e748.jpeg)
10. Один из графиков движения поездов по Куреневско-Красноармейской линии:
![](https://i.lb.ua/049/54/51374e2982462.jpeg)
11. Старший поездной диспетчер:
![](https://i.lb.ua/067/09/51374e3b76295.jpeg)
12. Диспетчер электро-механической службы. Отвечает за вентиляционные и водоотливные установки, ТЭНы и пр. На экранчиках можно увидеть режимы работы всех устройств и их текущее состояние. Сейчас в Киевском метро имеется 111 вентиляционных шахт с 215 вентиляторами главного проветривания и 223 водоотливные установки на станциях, тоннелях, вестибюлях и пр.
![](https://i.lb.ua/084/26/51374e4cd80d8.jpeg)
13. Диспетчер эскалаторной службы (красная и синяя линии метро). Ныне на 26 станциях установлены 122 эскалатора.
![](https://i.lb.ua/018/24/51374e898725b.jpeg)
14. Отсюда видно состояние машин, можно посмотреть состояние блокировочных механизмов, если произошло их срабатывание, и выполняется централизованное управление пуском и остановом всех эскалаторов метрополитена. За неделю в среднем происходит около сотни незапланированных остановок эскалаторов. 90% - нетехнические остановки, когда эскалатор останавливает либо работник станции, либо сам пассажир.
![](https://i.lb.ua/047/53/51374ea6d1386.jpeg)
15. Старое рабочее место диспетчера:
![](https://i.lb.ua/115/58/51374eea76529.jpeg)
16. Наконец, последний пятый участок Единого диспетчерского центра - энергодиспетчеры. Несмотря на компьютеризацию у них еще сохранились старые мнемонические табло со схемой электроснабжения линии и залы, в которых расположены энергодиспетчеры, напоминают уменьшенную копию блочного щита управления АЭС. Куреневско-Красноармейская линия:
![](https://i.lb.ua/009/16/51374effb7ab2.jpeg)
17. Святошинско-Броварская линия. Всего в метро сейчас действует 73 подстанции. На тягу поездов, кстати, уходит около 2/3 электроэнергии.
![](https://i.lb.ua/069/13/51374f3b3db0a.jpeg)
18. Рабочее место первых энергодиспетчеров:
![](https://i.lb.ua/089/33/51374f4f2cdee.jpeg)
19. Милая и застенчивая Сырецко-Печерская линия :)
![](https://i.lb.ua/108/52/51374f6211e04.jpeg)
20.
![](https://i.lb.ua/001/09/51374f76132b3.jpeg)
21. Старые мнемосхемы прекрасны. Парные кружочки - понижающие трансформаторы, на которые приходят линии 10 кВ от Киевэнерго и других подстанций метрополитена; ниже - шины 380 В для различных нужд (освещение, вентиляция, эскалаторы, водоотливные установки и т.п.); на одном уровне с ними выпрямители для получения постоянного тока 825 В для тяги поездов. Еще ниже на всю длину мнемосхемы протянулись секции контактного рельса, обозначенные красным и зеленым цветом (их хорошо видно на предыдущем фото).
![](https://i.lb.ua/004/14/5137507791a55.jpeg)
22. В отличие от других линий, здесь за последние десятилетия почти ничего не изменилось :)
![](https://i.lb.ua/029/39/51375090281fb.jpeg)
23. Что еще вам рассказать про инженерный корпус? Кроме диспетчеров здесь еще сидят графисты, составляющие графики движения поездов. Или, вот, например, эта девушка с печальным взглядом, работающая инженером центра мониторинга:
![](https://i.lb.ua/050/60/513750a55831e.jpeg)
24. У нее на мониторчике можно выбрать любую станцию и посмотреть чем занимаются пассажиры и сотрудники. Точно такой же волшебный монитор находится и у дежурного по метрополитену. Вот, например, "Лесная":
![](https://i.lb.ua/064/11/513750b30c1b3.jpeg)
25. В инженерном корпусе также находится часовая станция, по которой синхронизируются практически все часы в метро. Передние шкафы отвечают за генерацию точного времени и передачу его на объекты: интервальные часы на станциях и многочисленные часы в различных служебных помещениях, которых сейчас насчитывается около 3,5 тыс. Часовая станция несколько раз в сутки корректируется по сигналам точного времени.
![](https://i.lb.ua/007/18/513750f9c0632.jpeg)
26. Позади установлены две пары шкафов с десятками циферблатов - каждый шкафчик на свою линию. Ближайший к нам зарезервирован под Подольско-Вигуровскую линию.
![](https://i.lb.ua/059/07/5137512de996b.jpeg)
27. На эти шкафы приходят обратные импульсы от соответствующих станций для определения правильности показаний на станционных часах. Если разница между первичным временем и временем на станции превышает 2 минуты, срабатывает сигнализация.
![](https://i.lb.ua/014/27/513751feead52.jpeg)
28. Первичные часы:
![](https://i.lb.ua/085/35/5137524598f58.jpeg)
29. Раньше первичные часы были маятниковыми и находились в т.н. доме связи, который находится над вестибюлем станции "Крещатик". Новая часовая станция была установлена в 90-х годах.
![](https://i.lb.ua/113/00/513752615cc93.jpeg)
30. Сейчас эти часы находятся в музее Киевского метрополитена.
![](https://i.lb.ua/005/19/51375274e80ab.jpeg)
31. В доме связи, кстати, тоже происходят интересные вещи: например, записываются голосовые сообщения для пассажиров на эскалаторах, в кассовых залах и пр. Но это тема отдельного рассказа.
![](https://i.lb.ua/032/46/5137528fd9cf3.jpeg)
32.
![](https://i.lb.ua/051/02/513752a2d7d27.jpeg)
P.S. Большое спасибо пресс-службе Киевского метрополитена за организацию съемки.
Автор: tov_tob. Источник: Инженерный корпус Киевского метрополитена.